Женщина в Турции

| Арзу Кая Уранлы 836

Репутация Турции за рубежом не так уж хороша. Мне задают множество дурацких вопросов, вроде: «Вы путешествуете на верблюдах?»*, «Сколько жен у Вашего мужа?» или «Что Вы носите в Вашей стране?».

Люди часто делают мне комплимент, говоря: «Ты не выглядишь как турчанка», не зная, что в действительности они этим оскорбляют меня как турчанку.

На прошлой неделе я рассказывала о женщинах в Турции во время дискуссии в бизнес-центре Lender School в университете Quinnipiac (США).

В свете недавно опубликованной в New York Times статьи о насилии в отношении турецких женщин, новых данных о гендерной дискриминации, о возросшем числе ранних браков, отсутствии женского образования, вы можете догадаться, как мне было сложно.

В первом письменном документе турецкой истории - Орхонских эпитафиях – говорится: «Тэнгри (небо), руководя со своих (небесных) высот отцом моим Ильтеришем-каганом и матерью моей, Ильбильге-катун, возвысил их и дал им силу». Это показывает, что королева была столь же важна, как и король. Только по одному этому предложению уже легко понять, что женщины и мужчины в то время были уважаемы одинаково.

В 11 веке официальной религией в Турции стал Ислам. Для того чтобы понять точку зрения ислама на женщин, обратимся к Корану. Сура 49, аят 13: «О люди! Мы создали вас мужчинами и женщинами ... самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!» Итак, здесь мы видим, что, согласно исламу, мужчина и женщина равны в глазах Бога.

После создания Турецкой Республики, между 1923 и 1934 годами, женщины получили многие социальные, культурные и политические права. Турецкие женщины имели право голоса и могли баллотироваться на государственные должности еще до того, как подобные права получили женщины в таких странах, как Франция и Швейцария.

Вопреки всем этим историческим фактам, по иронии судьбы, в настоящее время женщины в Турции сталкиваются с огромной дискриминацией. Глобальный Индекс Гендерного Равенства 2011 показывает, что по участию женщин в экономике страны Турция занимает 132 место из 135, а в плане достижений в образовании - 106 из 135. По данным Международного агентства стратегических исследований (ISRO) ранние браки в Турции составляют 14% от всех браков.

Статистика Генерального Управления по Положению и Проблемам Женщин (KSSGM) показывает, что почти 4 млн женщин в Турции неграмотны.

Кроме того, в июле прошлого года Организация Объединенных Наций опубликовала доклад, где указано, что 39% женщин в Турции подвергались физическому насилию.

По данным центра медиа-мониторинга (MTM) турецкий сектор средств массовой информации не является благоприятным для женщин. «В государственной печатной прессе нет ни одной женщины - главного редактора. До сих пор только 15% выпускающих редакторов женщины ... только 17% из 1599 обозревателей в национальной прессе - женщины». А ведь СМИ играют важную роль для определения прав женщин, а также для просвещения населения о важности гендерного равенства.

В марте этого года турецкий парламент принял ряд законодательных актов в поддержку женщин. Тем не менее, существует острая потребность в проявлении политической воли для того, чтобы официальные законы о гендерном равенстве действительно работали во всех аспектах реальной жизни.

Самой важной отправной точкой должно стать предоставление женщинам возможностей для образования и профессиональной подготовки, чтобы они могли быть самодостаточными и независимыми. Кроме того, и мужчины нуждаются в образовании, чтобы понять важность обеспечения гендерного равенства.

К тому же, как нация, мы должны понимать мышление и ценности друг друга, чтобы не потерять себя в толчее западной и восточной культур. Ценности, которые были у нас на протяжении веков и образ жизни, который мы переняли, в совокупности с нашей необразованностью, создают беспорядочное общество с проблемами самоидентификации.

Не могу не упомянуть еще одну вещь. Когда я выступала в университете Quinnipiac, в аудитории я видела несколько молодых женщин в платках. Позже я узнала, что эти девушки-турчанки были вынуждены уехать в другую страну, чтобы продолжить свое образование, так как в Турции их бы не приняли в колледж из-за платков. Горькая правда состоит в том, что в то время, когда правозащитники кричат о демократии и гендерном равенстве, они пренебрегают теми женщинами, которые одеваются в соответствии со своими религиозными взглядами. За последние 15 лет множество наших женщин, предпочитающих носить платки, уехали за границу для получения высшего образования. По большей части они не вернулись, потому что в Турции нелегко сделать карьеру женщине, одевающейся по религиозным нормам. Разве это не такая же важная проблема, как демократия или гендерное равенство, о которой мы должны думать?

*Марка сигарет Camel, которая использует в качестве талисмана верблюда, продвигалась как "турецкая смесь". Я считаю, что в прошлом это создало у некоторых американцев впечатление, что турки все еще ездят на верблюдах.