Турции необходима стратегия на 2015 год

| Мехмет Фатих Озтарсу 371

Шаг, предпринятый Францией в связи с событиями 1915 года, для армян носит характер наиболее крупной победы, достигнутой в преддверии 2015 года.

С точки зрения мировых лидеров, авторитет, завоеванный Францией, положившей начало традиции до конца выполнять данные армянам обещания, может подобным образом отразиться и на других странах, в которых существует армянская диаспора. Потому что до нынешнего момента лидеры государств, нуждавшиеся в голосах армян, проживающих на их территориях, заявляли, что займутся этим вопросом, а после выборов изменяли свое отношение к данной проблеме, и не оправдывали возлагаемых на них надежд. Однако сейчас ситуация изменилась.

Действия Франции в Ереване были встречены с огромной радостью, армянские граждане и представители различных политических партий организовали перед посольством Франции восторженные демонстрации. Турция, якобы не заметившая важного визита Николя Саркози в Ереван, осуществленного в октябре, и возросшего количества французских инвестиций в Армению, была шокирована решением Франции. Под влиянием этого неожиданного шага возникли дискуссии о проведении антифранцузской политики. В то время как продолжаются дебаты относительно дальнейшего характера отношений между Турцией и Францией, в самой Армении эта ситуация обсуждается как парадоксальная. Потому что Турция игнорирует вопросы, связанные с  Арменией и событиями 1915 года, являющиеся краеугольным камнем нынешней проблемы. Армянские специалисты в этой ситуации не могут понять, почему  Турция ломает голову над выстраиванием взаимоотношений с Францией, когда ей  необходимо срочно налаживать диалог с Арменией.

В прошлом году властями Армении был создан «Международный Организационный комитет по проведению мероприятий к 100-летней годовщине геноцида армян», с целью проведения до 2015 года пропаганды и научных исследований в различных областях. Регулярно осуществлялись мероприятия, целью которых  было участить контакты между Арменией и диаспорой, на заседаниях была отмечена необходимость проведения политики по линии Армения-диаспора-Карабах. На состоявшемся осенью 2011 года Всеармянском Конгрессе, который должен был обеспечить укрепление связей с диаспорой, и в работе которого приняли участие армяне из разных стран мира, обсуждались вопросы внутреннего и внешнего развития. Такие темы на повестке дня, как молодежь, язык и образование, подготовка к 100-летней годовщине геноцида и развитие сотрудничества с диаспорой получили подкрепление в виде конкретных шагов. Выступая на конгрессе, президент Серж Саркисян, подчеркнувший, что разработанная формула проста: «Максимум возможностей родины для диаспоры, максимум возможностей диаспоры для родины», охарактеризовал потребность в диаспоре и ее значимость следующим образом: «Диаспора и родина должны обеспечивать продолжение друг для друга. Диаспора должна подпитываться и питать родину развитием в таких областях, как политика, культура, наука, здравоохранение, спорт».

Конечно, достижения Армении и диаспоры могут быть связаны и с отказом еврейского лобби на Западе от шагов в поддержку Турции. Однако, если принять во внимание расклад отношений на Кавказе, в первую очередь цепочку Израиль-Азербайджан-Иран, это может быть вызвано лишь политическим рефлексом. Вместе с тем, в дополнение к признанному всем миром Холокосту,  в связи с геноцидом армян  до 2015 года также вполне может произойти абсолютно неожиданное развитие событий. В этой ситуации Турции, отставив в сторону текущие политические вопросы, необходимо за короткий срок сформировать стратегию на 2015 год. Целью этой стратегии должно быть не подражание действиям диаспоры, а обсуждение имеющихся проблем и завершение процесса нормализации отношений с Арменией. Понимание того, что попытка с помощью десятков книг перечить тысячам книг, полных описаниями исторических событий, не даст какого-либо результата, и, вместо этого, обращение к общественной дипломатии может помочь снизить напряженность. Учитывая то, что компетентные кадры и «специалисты в области геноцида» не могут быть подготовлены за короткий срок, обращение к гражданской дипломатии и установлению экономических отношений будет верным шагом.

Необходимо обеспечить поддержку организациям в Турции, работающим непосредственно с Арменией, и наладить с ними сотрудничество. Этот вопрос должен рассматриваться в рамках последовательно выстраиваемых образовательных, экономических, культурных и политических отношений. В рамках двустороннего сотрудничества в сфере образования могут быть осуществлены программы с участием студентов-тюркологов из Армении и большого количества армянской молодежи, владеющей турецким языком. Институт Юнуса Эмре проводит подобную практику в различных странах. С экономических позиций, может быть обеспечена поддержка научно-исследовательским организациям, работающим в настоящее время в сфере развития торговых отношений с  Арменией. Впоследствии, благодаря совместным действиям с этими организациями могут быть разрешены сложности в двусторонних торговых отношениях.

Если принять  во внимание тот факт, что 70% армянской общественности поддерживают данные инициативы, становится понятно, насколько необходимы сейчас решительные и срочные шаги в этом направлении. В сфере культуры необходимо развивать гражданскую дипломатию, посредством которой стороны смогут познакомиться и лучше понять друг друга. Необходимо сблизить турков и армян, которые на протяжении жизни не имели возможности общаться. А политические отношения станут тем этапом, который сформирует окончательную точку во всех этих вопросах и ознаменует великую победу турецкой внешней политики в рамках столь противоречивого географического положения.