О продаже CNN Türk и Hürriyet: Один правитель, один глас

| Повестка дня Турции 188

В начале 2000 года медиа-группа Doğan (Доган) владела 48% всех СМИ Турции. Издания, которые можно было бы назвать «мусульманскими», т.е. приближённые к Эрбакану, Эрдогану или Гюлену и другим джамаатам (мусульманским движениям), владели всего 11% тиража из общей массы.

Текст из телеграм-канала *Повестка дня Турции

Сейчас приближённые к президенту Турции средства массовой информации владеют практически 90% медийного пирога.

Владелец холдинга Doğan медиа-магнат Айдын Доган имел мощнейшее влияние в 90-ые и в начале нулевых. Политики и чиновники больше всего боялись публикаций с разоблачениями или критикой в изданиях Hürriyet, Milliyet, и Radikal. Сейчас у группы намного меньше изданий, но до сих пор она считается влиятельнейшей в стране. До недавнего времени, можно сказать до референдума, редакционная политика СМИ Догана была близка к нейтральной, объективной. Но постепенно риторика начала сильно меняться. И, кстати, в ночь попытки переворота ключевую роль в борьбе с путчистами сыграл телеканал CNN Türk, куда Эрдоган позвонил в прямом эфире и призвал народ выйти на улицы.

Спустя такое короткое время, удивительно, как давление заставляет людей, связанных с догановскими СМИ, говорить вещи, которые режут слух, потому что раньше от них такой снисходительности и понимания, оправдывания, хвалы в адрес ПСР было просто не дождаться. Зная позицию некоторых известных обозревателей этой группы, наблюдать за их стараниями не сказать чего лишнего, оставляющими человека с открытым ртом...

И вот вчера появились слухи о том, что Доган планирует продать телеканалы CNN Türk, Kanal D и газеты Hürriyet, Fanatik и Posta. Это все ещё самые влиятельные и продаваемые газеты в стране. Риторика, правда, уже не торт, и всё же.

Издания продадут Демирорену, бизнесмену, который ранее, в 2011, купил у Догана Milliyеt и Vatan.

cumhuriyet

Сегодня Cumhuriyet и газета Sözcü вышли с заголовками о приобретении Демирореном изданий CNN Türk, Kanal D, Hürriyet и Posta. По текстам непонятно, откуда у них эта информация, но они уже говорят о закрытии сделки.

Оппозиция бьёт тревогу. Требует антимонопольные службы отменить продажу. Уверяет, что это навредит стране. Увы, но я абсолютно согласен с ними. Без свободных СМИ не может быть демократии - если вам она интересна, конечно.

Судя по продажам газет, тиражи оппозиции при 50% несогласных, составляют лишь 5%, если не меньше.

Заголовок Cumhuriyet "Tek adam, tek ses" я перевёл так: «Один правитель, один глас», а дословно - «один человек, один голос».

При том, что этот перевод не совсем передаёт смысл, увы, ничего умнее придумать у меня не получилось. Суть в следующем: один человек управляет всем в стране - законодательной властью, исполнительной властью, судебной властью (недавнее событие с назначениями членом правящей партии судьями и прокурорами, о котором я не писал тут, в очередной раз доказали это), и теперь то, что называют «четвёртой властью», целиком и полностью будет принадлежать одному правителю.

Всё меняется. И происходит это на твоих глазах. Свобода превращается в несвободу. И как написал когда-то в твиттере экс-президент Турции Абдуллах Гюль, набрав 69 тысяч репостов «insan gerçekten hayret ediyor» - человек и вправду диву даётся.

*телеграм-канал «Повестка дня Турции» не имеет никакого отношения к сайту «МК-Турция» и мнение автора канала может не совпадать с мнением редакции интернет-издания «МК-Турция».