Эрол Бюйукбурч: Я начал революцию костюма в поп-музыке

12

Эрол Бюйукбурч – один из наиболее известных турецких поп-исполнителей 1960х и 70х – можно сказать, сделал себе репутацию, благодаря своим сценическим нарядам.

Некоторые из этих необычных костюмов имели длинные рукава, некоторые были украшены принтами из гигантских цветов и пятен, другие – изображениями жуков. Бюйукбурч также известен необычным оформлением сцены, которое он подбирал для своих концертов. Однажды он поместил на сцену султанский трон, а в другой раз оформил сцену как копию космической станции. 

Заслуженный артист, который сохранял все свои костюмы с того дня, как впервые ступил на сцену, два года назад арендовал в стамбульском районе Картал дом с двумя спальнями, в котором он сейчас хранит предметы своего гардероба. Бюйукбурч регулярно посещает свой «личный музей» и постоянно проверяет свои сценические костюмы. Он даже говорит с ними. 

Бюйукбурч считает, что его имя не будет забыто потому, что он нарушил множество табу, существовавших в турецкой музыке. Он рассказывает о том, как сшил свой первый костюм:

«Я создавал костюмы необычных дизайнов, которые характеризовали мой внутренний мир. Потом я решил заказывать ткани из-за границы и искал эксклюзивных портных, которые бы могли сшить костюмы по моим эскизам. К тому же, был один известный портной, чей магазинчик был расположен в Галатасарае. Многие костюмы я приобрел именно там:  это были пиджаки на одной или двух пуговицах. Когда я пришел к нему и положил свои наброски на стол,  он был шокирован, он сказал: «Ты сумасшедший. Ты что, собираешься это надеть?». Я сказал, да, я сумасшедший. Я открыл сумку и достал разноцветные ткани: желтые, красные… Его удивление все росло. Потом он уступил и согласился сделать мне костюмы по моим инструкциям. Я нарисовал для него выкройки. Публика была просто вне себя, когда увидела мои наряды. Когда я пришел к нему во второй раз, он закричал: «Теперь каждый хочет иметь то, в чем ты выходишь на сцену!». Вот тогда я и понял, что все сделал правильно».

Бюйукбурч, который до сих пор одевает на концерты те же костюмы, оставил одну комнату своего дома для портных. Он договорился с тремя портнихами о том, чтобы они шили ему уникальный костюм к каждому концерту. Скажем, ему нужно появиться на концерте в Анкаре, для этого события у него было бы готово по меньшей мере 15 костюмов. Сейчас Бюйукбурч говорит: «Я начал модную революцию на турецкой сцене».

Какой же костюм из своей коллекции, состоящей из десятков необычных одежд, он любит больше всего? Это его знаменитый жемчужный кафтан, расшитый жемчужинами и весивший около килограмма, который он носил во время своего концерта в Лондоне в 1972 году.

Фанаты разрывают костюмы

75-летняя звезда жалуется на то, что большинство его костюмов уже не с ним. Он говорит: «Примерно 60% моих костюмов пропали тем или иным образом». Большинство из них было порвано, потому что он имел привычку снимать их во время концертов и фанаты рвали их, пытаясь их схватить. Тем не менее, у него до сих пор не меньше 500 сценических костюмов, примерно 3000 пар обуви и огромная коллекция шляп и кукол, которые он также проектировал сам.

Правда, не все эти вещи хранятся в его доме в Картале. Бюйукбурч хранит части своей коллекции на складе в Стамбульском районе Этилер , где они лежат в пластиковых пакетах. Дочь Бюйукбурча Эврен помогает своему отцу заботиться о его костюмах.

Сейчас Бюйукбурч занят новым проектов – созданием музея. Скульптор Челик работает над статуей, изображающей заслуженного певца в полный рост. Как только статуя будет готова, Бюйукбурч планирует представить публике Музей Эрола Бюйукбурча, где будут выставлены все его костюмы, украшения, шляпы, обувь и, конечно, скульптура. Вышитый жемчугом кафтан будет выставляться в специальной витрине. Проект музея готов, и теперь Бюйукбурч ищет подходящее помещение.

Сценические костюмы Таркана – хлам

Бюйукбурч считает, что его стиль в музыке и одежде оказал огромное влияние на турецкую поп-культуру в 70ые годы. Он говорит, что если бы не было Эрола Бюйукбурча, то турецкая поп-музыка сегодня не была бы такой, какой мы ее знаем.

Певец подчеркивает, что его костюмы до сих пор уникальны и эксклюзивны:

«Я отдавал деньги, которые я получал от народа, народу. Я никогда не тратил их на самого себя. При каждом своем выходе на сцену я устраивал что-то вроде fashion-show. Пока не появился я с моими оригинальными дизайнами, они лишь иногда декорировали концертную сцену цветами. Однажды я декорировал сцену как космическую базу, на которой высадятся астронавты. Так я положил начало коренным изменениям, которых не ожидала турецкая публика. Сегодня никто этого не делает. Возьмите, например, Таркана: он хороший парень, но его сценические костюмы – просто барахло. Его одевает стилист, но костюмы никуда не годятся. Они все пытаются одеваться как обычные люди, а артист должен выделяться».

Сценический костюм, который выражает индивидуальность артиста

В одном из своих сценических костюмов, созданном в 1960 годах, Бюйукбурч использовал астрологические знаки: знаки скорпиона, весов и рыб, вышитых на зеленой ткани. Этот костюм, который в то время привлек внимание турецкой прессы, был на артисте на фотографиях на обложке его альбомов  “Zambaklar Açarken”  (Когда цветут лилии) и “Elbet Bir Gün Buluşacağız” (Мы обязательно встретимся). Он до сих пор в хорошем состоянии, несмотря на прошедшие годы. У костюма также был широкий ремень с головой льва на пряжке, но ее заменили на орла, потому что лев потерялся при переезде. «Этот костюм лучше всего отражает мою индивидуальность» - говорит Бюйукбурч. 

На помощь приходит трон

В 1967 году Бюйукбурч собирался дать концерт в Анкаре. Но за несколько дней до концерта он упал и сломал ногу. Конечно, состояние его здоровья очень беспокоило его команду. Ему необходимо было сделать операцию и, вместо того, чтобы отложить концерт, он отложил операцию. Но как он предполагал подняться на сцену с загипсованной ногой? Знаменитый ведущий и друг Бюйукбурча Эркан Йолач предложил интересный вариант: пусть Бюйукбурч во время концерта сидит на троне. Идея понравилась артисту и он заказал передвижной трон, который бы с помощью направляющих ездил по сцене во время концерта. Украшенный жемчугом трон бросался в глаза и очень выручил артиста во время того шоу. После этого Бюйукбурч использовал его и на других концертах в Измире и Стамбуле.