Классика или NET?

4

Новый европейский театр не дождался Годо и приехал в Москву. На днях в столице открывается 13-й сезон известного театрального фестиваля NET, который показывает москвичам самые актуальные в Европе сценические тренды.

В этом году, как рассказал “МК” арт-директор фестиваля Роман Должанский, общее направление программы можно назвать “после Годо”. Любопытно то, что картину разоренного, безнадежного мира XXI века лучше всего проиллюстрировала постановка голландцев по Горькому “Дети солнца”.

Москве не привыкать к литовским режиссерам. Но Оскарас Коршуновас — один из самых известных прибалтийских постановщиков и в Европе. Он открывает фестиваль спектаклем по Максиму Горькому «На дне», давая зачин всей концепции — «после Годо».

— У Коршуноваса от всей пьесы «На дне» остался только четвертый акт, — рассказал Роман Должанский «МК», — когда Лука уже ушел. Персонажи осознают, что они просмотрели спасителя. Если у Беккета герои еще ждут Годо и на что-то надеются, то здесь уже понятно: Годо не придет никогда. Таковы настроения в богооставленном мире.

Ударным спектаклем фестиваля станут «Дети солнца», тоже по Горькому, но уже в классической версии. Голландец Иво ван Хове никогда не бывал в Москве (только в Петербурге), хотя его «Тонелгруп Амстердам» — один из самых известных в Европе театров.

Классика или NET?

— Иво ван Хове пристально работает с актерами, воспитывает их, что роднит его с русскими театральными традициями, — продолжает Должанский. — Он ставит классическую драматургию — Шекспира, Чехова, но не просто интерпретирует ее, а остро размышляет над происходящим в европейском обществе. Это социально озабоченный режиссер, немного старомодный, но хоть «Дети солнца» — от буквы до буквы неизмененный текст Горького, кажется, что он сел с актерами на площади, с газетами, телевизором, радио, не отгораживаясь от мира. В Европе сейчас бум Горького, они открыли в нем автора, который говорит о том, что при смене эпох делать думающему человеку. У Иво ван Хове «Дети солнца» — это тоже мир «после Годо», где человек должен разбираться сам.

Программа NETа в этом году то веселит, то шокирует. Норвежец Йо Стромгрен разыскал чайный пакетик в обществе любителей кофе (спектакль «Общество»). Очень известный театр из Мадрида «Мясная лавка» в полной мере отразил происходящий в Испании социальный и финансовый кризис, переходящий в кризис личности: спектакль «Смерть и реинкарнация ковбоя» не для слабонервных, только после 21 года, с обнаженкой и с участием нескольких десятков цыплят. Знаменитый художник и перформер из Франции Пьерик Сорен покажет спектакль-инсталляцию «22.13». С российской стороны в NETе участвует Филипп Григорьян со спектаклем «Чукчи» по пьесе Павла Пряжко, поставленном в Перми. Закрывает афишу хедлайнер прошлогоднего фестиваля венгр Виктор Бодо, удостоенный премии «Золотая маска» за спектакль «Час, когда мы ничего не знали друг о друге» с новой постановкой — «The Diceman».

Вера Копылова, Московский Комсомолец
Tеги: Россия