Танцующие призраки

17

Последние мгновения великого театра на фотовыставке в музее у Свибловой. Сразу две выставки, посвященные балету, открылись на днях в “Мультимедиа-Арт-Музее” и Московском доме фотографии.

Первая — “Владимир Фридкес. Десять дней до…” — посвящена открытию исторической сцены Большого театра и запечатлела в необычном формате объемной 3D-фотографии последние 10 дней главного театра страны непосредственно перед закрытием на реконструкцию и реставрацию.

— Когда в 2005 году я узнал, что Большой закрывается на реконструкцию, — рассказал известный фотохудожник, — я понял, что все эти доски, лестницы, прошарканные сотнями тысяч, может быть, миллионами зрителей, занавес и все, включая советскую символику, уйдет. Уйдут навсегда живущие здесь кошки. Уйдет тот старый дух — и начнется новая история. Я никогда не снимал балет и не знаю, как танцовщики должны выглядеть «правильно»... Я просто бродил с камерой и сканировал пространство. Я ходил туда — как на работу — 10 дней. А в последний день сняли занавес... и театр закрылся.

...На фото Геннадий Янин, в прошлом зав. балетной труппой, еще не ведая своей дальнейшей судьбы, в костюме злой феи Карабос зорко следит за своими подчиненными... На поклонах Николай Цискаридзе и Анна Антоничева, что-то кому-то объясняет только-только получивший Гран-при московского конкурса совсем молоденький Денис Матвиенко. В объектив попал и опустевший театр, исторический момент снятия золотого занавеса с символами СССР, деревянная сцена...

Этажом ниже — другая балетная выставка — «Dance in Vogue». Более 120 работ самых великих мировых фотографов от барона де Мейера до Хорста, от Сесила Битона (его обошедшие весь мир снимки Майи Плисецкой) до Артура Элгорта. Жаль только, что не попали на выставку снимки того же Битона, запечатлевшие пару столетия — Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева — в «Маргарите и Армане». А также знаменитые нуреевские ню 61-го года, снятые Ричардом Авидоном. Фотографу, для того чтоб заполучить эксклюзив, предварительно пришлось хорошенько напоить Нуреева. Зато есть самые первые снимки только-только попросившего политическое убежище артиста. Он заснят принцем Дезире в «Спящей красавице». И фоткам этим ровно 50 лет.

А вот репетирует Морис Бежар. Представлены тут и работы великого фотографа-фетишиста и поэта нагого тела Жан-Лу Сьеффа (широкой публике он известен как автор ню Ива Сен-Лорана). Солист Национального балета Кубы Хорхе Лаго, обвиненный в непристойном поведении, позирует в цепях, с плеткой и высоких ботфортах. Ничего другого на нем больше не имеется. С голой грудью и в пачке предстала и великая Сильви Гиллем.


Павел Ященков, Московский Комсомолец