Русские художники резко выросли в цене

37

Русские торги в Лондоне обернулись нежданным успехом для небольших аукционных домов - Bonham's и MacDougall's. Их «старшие братья», традиционные лидеры арт-рынка, Christie's и Sotheby's смогли сохранить лицо, хотя и с трудом.

Василий Поленов, Борис Кустодиев, Виктор Васнецов, Василий Верещагин — работы этих классических художников продавались на русской недели в Лондоне в этом году лучше всего. А вот искусство ХХ века не пользовалось спросом, в отличие от прошлых лет. Почему, догадаться не сложно — в дни экономической нестабильности коллекционеры предпочитают вкладывать деньги в искусство, на которой уж точно никогда не упадет спрос.

Самым дорогим на нынешней сессии в Лондоне оказалось полотно Василия Поленова "Христос и грешница (Кто из вас без греха?)". Оно ушло с молотка на аукционе Bonhams за рекордную для работ художника сумму в 4,07 миллиона фунтов стерлингов. Итог продажи превысил эстимейт (1,2-1,8 миллиона фунтов) в 2,5 раза. Эта картина входит в монументальную серию художника "Жизнь Христа", над которой он работал почти два десятка лет. Произведения этой серии выставлялись вместе в России лишь однажды — в 1909 году. Позже она отправилась в США. Кстати, картины могли и не дойти до наших дней — их собирались перевозить на печально известном «Титанике», однако работы задержались и не попали на судно. На Bonhams, кроме полотна "Христос и грешница» была продана еще одна картина Поленова из цикла о Христе: "Он виновен в смерти" также произвела фурор. Ее продали за 2,8 миллиона фунтов, при том что работу оценили лишь 600-800 тысяч фунтов.

На аукционе MacDougall's популярностью тоже пользовалось традиционной русское искусство. Топ-лотом торгов стала картина Бориса Кустодиева "Купчиха». Она ушла с молотка за 1,8 миллиона фунтов стерлингов. Собственно аукционный дом, который возглавляет англо-русская чета, делал ставку именно на эту вещь. Ожидания оправдались, однако рекорда не случилось — работа не превысила верхней планки оценки. «Купчиха», написанная в 1923 году, почти сразу попала в частную коллекцию — там она находилась с 1924 по 1998 год. После чего была продана на торгах Sotheby’s и вот теперь, с помощью уже другого аукционного дома MacDougall's вновь поменяла владельца.

Самым дорогим лотом на Christie's стало полотно Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян», проданное 1,7 миллионов фунтов стерлингов. А вот на Sotheby's не нашлось ни одного лота, который смог преодолеть миллионный рубеж. «Татарский натюрморт» Петра Кончаловского чуть-чуть не донятул, и был продан за 914 тысяч фунтов стерлингов.

В итоге только пять картин стали на русской недели «миллионниками» — довольно слабый результат.

Чем обусловлены такие, не очень воодушевляющие результаты? Многим коллекционерам сейчас не до искусства — их занимают выборы на родине. Однако не только в этом причина не слишком успешного исхода русской недели. Новый виток экономического кризиса готов задушить многие страны Европы, и уже подступает к США. Конечно, в этой нестабильной ситуации коллекционеры делают ставку на нетленных авторов.

Мария Москвичева, изображение Василия Поленова, Московский Комсомолец