В Стамбуле заработает галерея, созданная по роману Памука "Музей невинности"

285

Орхан Памук, турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии, стал безумно популярен во всем мире не только из-за своей околополитической деятельности (он открыто писал о геноциде армян в Турции, отчего подвергался давлению турецких властей), но и как оригинальный писатель.

Теперь его роман «Музей невинности» обрел плоть и кровь, вернее, стены и потолок. А в России о нем и его создателе снят документальный фильм.

Над сценарием фильма работала переводчица Орхана Памука на русский Апполинария Аврутина. Фильм планируется к показу по ТВ в его 60-летний юбилей уже в июне. А пока любой турист или местный, бродя по Стамбулу, может заглянуть в чудо из чудес: материализовавшуюся литературу, настоящий музей, созданный в реальности точно по книге.

— Музей невинности создавался лет восемь, — рассказала «МК» Апполинария Аврутина, вернувшаяся из Стамбула. — Идея была навеяна «Мадам Бовари». Помните эпизод, когда Эмма умерла и ее муж смотрит на ее вещи, на локоны? Попытка в вещах задержать момент, сохранить время, которое не вернуть, для вечности. Музей и роман для Памука — попытка создать литературу, введенную в план реальности.

— Так создание романа и музея происходило одновременно?

— Прежде чем начать писать роман, он купил здание в центральной, европейской части Стамбула. Оно было в плохом состоянии, он его отреставрировал и разработал проект музея. При этом писал роман «Музей невинности», покупал вещи на блошиных рынках и включал их в роман. В 2008-м роман вышел, но по ряду технических причин сразу открыть музей не удалось: документация, согласования... Сейчас он готов и откроется 27 апреля. Орхан пишет путеводитель — в него войдут не только фрагменты из романа, но и новые тексты.

— Для тех, кому не повезло, кто не читал роман, — в чем сюжет?

— После смерти своей возлюбленной Фюсун герой книги Кемаль покупает ее дом, чтобы сделать из него музей, сам живет в нем на чердаке. И в музее действительно есть жилая комната одинокого мужчины — кровать, разбросаны рубашки... Кажется, человек только вышел и сейчас вернется... И вспоминаешь сюжет: как наследник одной из самых богатых семей Турции, владелец огромного холдинга, из-за фатальной истории все теряет. Все пошло прахом и закончилось этой комнаткой на чердаке, в бедном квартале Стамбула. Когда я рассматривала экспозицию, я испытала такую боль, как будто бы Кемалем, главным героем книги, была я сама. Он девять лет ходил и воровал ее вещи. Когда смотришь на ее платье, туфельки, украшения, шпильки, очень легко представляешь реальную девушку: ее рост, цвет кожи, глаз, волос... Так и кажется, что сейчас увидишь ее фотографию, с датой гибели. Поражает реальность, ее появление во плоти! Это чувство приходит, даже если посетитель не читал романа.

— Каждая витрина — это глава романа, с названием. Там фигурки собачек на телевизоре, шпильки, расчески, окурки от сигарет, выкуренных за разные годы, — словом, все те милые детали жизни, о которых мы читали в романе.

— Нам свойственно хранить вещи, напоминающие о счастливых моментах, связанные с дорогими людьми. Годами копим щеточки, билетики... Я читала в стамбульских газетах, что год назад самый обычный турок под воздействием идеи создания Музея невинности у себя дома создал музей своей возлюбленной.