Жара, самолет и беременность на съемках «М.У.Р.а»

78

16 апреля телеканал «Россия 1» начинает показ 20-серийного телесериала «М.У.Р.». Съемки картины завершились еще в сентябре 2010-го, отчего ее выход на экран был таким ожидаемым.

Фильм посвящен работе Московского уголовного розыска в период Великой Отечественной войны и снят по произведениям Эдуарда Хруцкого.

Съемочный период картины составил восемь c половиной месяцев, и легко предположить, что работа над таким масштабным проектом велась сложная и напряженная. Стоит только перечислить географию съемок — Москва, Подмосковье, Ярославль, Серпухов, Рославль, Бахчисарай, Балаклава, Феодосия, Коктебель. Снимать приходилось и в аномальный мороз (в феврале2010-го он доходил до 35 градусов), и в аномальную жару и смог (москвичи их хорошо запомнили по июлю—августу 2010 года). Из-за плотного смога в августе пришлось даже отменить два съемочных дня, чтобы не нанести вреда здоровью артистов и членов съемочной группы.

Съемочную группу картины продюсеры подбирали с большим трепетом, зная, что доверять такую ответственную многосерийную работу можно только настоящим профессионалам. И они нашлись, причем в интернациональном составе. Узбекский кинематографист, режиссер-постановщик Эльёр Ишмухамедов, работающий в кино уже 46 лет; грузинский классик, оператор-постановщик Ломер Ахвледиани; одессит, художник-постановщик Валентин Гидулянов. Над сценарием потрудился классик отечественного кино Одельша Агишев. Из семи повестей цикла Эдуарда Хруцкого «Отдел по борьбе с бандитизмом», объединенных одним главным гером — сыщиком МУРа Иваном Даниловым, продюсеры решили взять самую захватывающую середину — пять повестей о пяти годах войны. Они же рассказывают о нескольких громких делах, над которыми в это время трудились следователи. Дело «Привидений», или «Попрыгунчиков», — банды, члены которой надевали белые балахоны и прыгающие ходули, которые позволяли им пугать до смерти и грабить жителей столицы в парках Москвы. Дело о немецком резиденте и теракте на «Мосводоканале», дело подмосковной банды ювелиров, банды Циркача, «оборотней в погонах», дело банды Крука и дело о теракте на аэродроме. Однако сценаристам пришлось добавлять целые сюжетные линии, многочисленные эпизоды, новых персонажей, разрабатывать заново и усиливать мелодраматическую составляющую картины, криминальную интригу, развивать человеческие отношения в фильме. Ведь для такого масштабного сериала зрители обязаны знать в деталях, что творится за пределами кабинетов МУРа, чем живут его герои после работы, в кого влюбляются и кого ревнуют.

 

Возлюбленная Данилова, Полина (Марина Александрова), с соседом Марком (Александр Усов).

 

Москву военного периода режиссер, оператор и художник-постановщик нашли в основном в Ярославле, где до сих пор сохранились нетронутыми реконструкцией здания и целые улицы, буквально списанные с московских ретрофотографий того периода. Их только нужно было додекорировать: вывески магазинов, листовки и плакаты, противотанковые ежи, мешки с опилками, артиллерийские расчеты, шлагбаумы, светомаскировка окон и бумажные оконные кресты, как символы того времени, сопровождали все натурные съемки. Помогла постановщикам и натурная площадка «Мосфильма» «Старая Москва», где также снималось несколько сцен. В павильонах киностудии были выстроены декорации фойе и всех внутренних помещений МУРа — кабинеты, тир, актовый зал, коридоры, изолятор временного содержания с камерами, кабинеты допросов, а также практически все квартиры героев сериала, магазины, склады и рестораны. В съемках было задействовано много настоящей техники — легковые и грузовые автомобили, немецкие мотоциклы, ретропоезда, теплоход. Для эпизода угона самолета был изготовлен макет ретросамолета в натуральную величину с работающим пропеллером, подкрылками и шасси.

Главную роль в фильме — сыщика Ивана Данилова — сыграл актер Михаил Ефремов. «Самую большую свою 20-серийную роль Михаил Ефремов сыграл с присущей ему харизмой, впервые — без шуток и клоунады, на чистом актерском мастерстве. Сыграл серьезного, рефлексирующего персонажа в артистической традиции своего отца — Олега Ефремова», — замечает продюсер Евгений Попов.

И тут же добавляет, что красок фильму добавили и пять исполнительниц женских ролей — Елизавета Боярская, Тамара Акулова, Людмила Аринина, Марина Александрова и Наталья Гребенкина. Мужские образы воплощены Владимиром Гостюхиным, Александром Домогаровым, Игорем Лифановым, Сергеем Угрюмовым, Иваном Стебуновым, Борисом Галкиным, Юрием Цурило, Игорем Скляром. Удивила всех Екатерина Галахова, утвержденная на роль сообщницы Прилуцкого Бероевой. Актриса отснялась в нескольких сценах, после чего у нее был перерыв в съемках. А для основной работы вернулась на площадку, будучи на седьмом месяце беременности! И это притом что, по сюжету, ей приходится скакать верхом на коне, бегать по горам и падать с высоты трехэтажного дома.

Художнику по костюмам пришлось оперативно изготовить маскирующий беременность наряд, а на общих планах и в трюковых сценах актрису заменили дублер и каскадер.