3 июня в Сочи открывается главный фестиваль русского кино

55

Сочи — город контрастов, город, в котором смешалось несоединимое. В прошлом — вожделеннное место отдыха для простых советских людей. В будущем — столица Зимних олимпийских игр.

И 23-й год вне политики и конъюнктуры Сочи в начале лета становится Меккой для российских кинематографистов. Первым обладателем гран-при (1991 год!) стал фильм Леонида Филатова «Сукины дети». Здесь побеждали «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского, «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Время танцора» Вадима Абдрашитова, — фильмы, ставшие уже классикой отечественного кино. Кстати, нынешней председатель жюри основного конкурса режиссер Владимир Хотиненко уже возглавлял жюри — и тогда, в 1997-м он с коллегами выбрал лучшим фильмом «Брат» Алексея Балабанова. Что ж, планка высока. Кто к ней приблизится в этом году?

Программа 2012 года разнообразна и, на первый взгляд, вроде бы не является подтверждением расхожей формулы о гибели российского кино. Да и президент ОРКФ «Кинотавр» Александр Роднянский — известный, впрочем, в последнее время больше как продюсер иностранных фильмов, сотрудничающий с Билли Бобом Торнтоном и Робертом Родригесом, тем не менее делает программное заявление относительно фестиваля в Сочи: «Мы не хотим быть гетто „бескомпромиссного русского артхауса“ и не планируем становиться теплицей для русского „жанра“.

Пока можно сказать, что этому заявлению на сто процентов соответствует решение о вручении приза „За вклад в Российский кинематограф и киноиндустрию режиссеру, который не дает нам забыть, что кино — это великая иллюзия“ Карену Шахназарову. Награда будет подкреплена ретроспективой его фильмов, которая начнется в вечер открытия 3 июня показом его дебюта — короткометражки „Шире шаг, маэстро!“ (1975) по одноименному рассказу Василия Шукшина с Георгием Бурковым и Ниной Гребешковой в главных ролях. Среди сюрпризов „Кинотавра“ — спецпоказ в рамках программы „Кинотавр“ Короткий метр» последней ленты мэтра — «В окружении» (2012), снятой во время работы над военной драмой «Белый тигр», которую он еще нигде не представлял.

Кинотавр: кадры из фильмов основного конкурса

«ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ»

Далее мы можем пока судить только по именам и слухам. Как правило, нынче участники главного конкурса (в программе 2012 года их 15) предпочитают не устраивать предварительных показов своих картин. В этом году есть два засвеченных исключения. Первое — участник Берлинского фестиваля, программы «Панорама», фильм «Конвой» Алексея Мизгирева, продюсер Павел Лунгин. Как уверяет программный директор ОРКФ «Кинотавр» Ситора Алиева, фильм был в Берлине прохладно принят из-за того, что субтитры упростили диалоги героев, что во всем виновата экономия на переводе — русским жаргонным словечкам не подобрали соответствующих или хотя бы близких по смыслу идиом в английском языке. Думаю, дело не только в этом. Рискну предположить, что в нынешнем контексте жесткой по содержанию и минималистической по стилю картине о взаимоотношениях имеющего в прямом смысле проблемы с головой офицера и сбежавших солдат-срочников на фоне задворок столицы вряд ли достанется главный приз. Хотя актер Олег Васильков, заматеревший с лихих времен своей богемной юности, проведенной на съемках подававшей тогда большие надежды на творческую судьбу режиссера Натальи Пьянковой («С новым годом, Москва!» «Странное время») может вполне рассчитывать на приз за лучшую мужскую роль. Есть в этом что-то символичное: герой-любовник арт-хауса беспредельных (не только в криминале, но и в искусстве, в том числе, в искусстве кино) 90-х, в нулевые растворился на обочинах сериалов и в эпизодах большого кино (показательный пример — пятиминутная роль омоновца в дебюте того же Мизгирева «Кремень», где я его, честно говоря, даже не узнала), теперь вдруг стал олицетворением — и мощным! — того, кого теперь именуют «быдло». Ну, или, простой наш человек, живущий в провинции нищей — во всех смыслах — жизнью. Ярлык, определение — от уровня воспитания говорящего, суть одна.

Еще из заранее громких — картина любимчика «Кинотавра», водрузившего на знамя «новой волны русского кинематографа» его дебютный «Волчок» (2009). Теперь уроженец Свердловской области, модный драматург Василий Сигарев представляет в конкурсе картину «Жить», которую видевшие ее на фестивале в Роттердаме уже окрестили как «Жуть». Снова жена режиссера Яна Троянова в главной роли. Снова ребенок-жертва. Снова — жизнь за видимыми гранями добра и зла. Причем, Яна Троянова на «Кинотавре»-2012 — как востребованный типаж и смелая актриса — задействована сразу в двух многообещающих лентах. Вторая — режиссера-противоположности Сигареву — Авдотьи Смирновой «Кококо». И пару ей тут составляет всегда блистательная, всегда интересная Анна Михалкова. Одно ее присутствие — пусть даже в эпизоде, переводит картину в другой разряд. А тут — долгожданная большая роль. В «Кококо» Анна играет музейного работника, а Яна — опять же человека из народа. Интересно, что вышло из этой гремучей смеси, на которую наложилось и то, что работа над лентой шла в предсвадебное для режиссера время, и вся страна обсуждала ее брак с Анатолием Чубайсом. Интересно, кстати, супруг приедет на премьеру?

Новый фильм еще одного яркого представителя «новой волны», который пока не разочаровывал, Бориса Хлебникова, «Пока ночь не разлучит нас» «Кинотавр» выделил еще и, помимо участия в основном конкурсе, показом на открытии. Лента, основанная на записи журналистами разговоров в пафосном местечке «Кафе Пушкинъ», в которой играют только звезды, много звезд, должна быть нескучной и ироничной, но, думается, вряд ли станет триумфатором «Кинотавра». Да и вряд ли сам режиссер об этом задумывается.

Бесспорная удача и серьезное испытание для жюри фестиваля — участие в конкурсе картины мастера отечественного кинематографа Александра Прошкина «Искупление» — экранизации одноименной повести Фридриха Горенштейна. И вот тут ММКФ должен кусать себе локти точно. Думается, это полотно, несомненно, придало бы вес главной программе Московского международного. И то, что Александр Анатольевич решился наряду с молодежью не на спецпоказ, а на борьбу на равных, сильно выделяет его среди равных в нашем кинопейзаже. Его появление в Сочи — исключение, подтверждающее странное правило, сложившееся на российских просторах — мэтры или боятся, или считают ниже своего достоинства (в отличии от своих зарубежных коллег) состязаться за призы наряду с теми, кто моложе, у кого меньше заслуг. И тут режиссер Прошкин по крайней мере один приз — если б был такой — за смелость, уже, не глядя, заслужил.