Умерла Галина Вишневская

252

«11 декабря 2012 года скончалась великая русская певица, народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», основатель и художественный руководитель Центра оперного пения, наша любимая, дорогая Галина Павловна Вишневская», - трагическая новость появилась вечером вторника на сайте оперного центра, носящего имя одной из самых влиятельных певиц XX века.

Последний раз в его стенах Галина Павловна появлялась на свой день рождения (86-й по счету!) — 25 октября. И после только раз — примерно неделю спустя. Своего мужа — другого музыкального гения, Мстислава Ростроповича, которого не стало в апреле 2007 года, — Галина Вишневская пережила на пять с лишним лет. Скончалась оперная дива в своем доме в Жуковке, в окружении семьи. Певица ушла тихо, во сне.

Даже короткая биография Галины Вишневской занимает несколько страниц. Родилась в Ленинграде 25 октября 1926 года, почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в 16 лет служила в частях ПВО (именно медаль «За оборону Ленинграда» открыла счет ее внушительному списку самых разных наград). В 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор.

Первый брак — военный моряк Георгий Вишневский, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию. Второй — директор театра оперетты Марк Рубин. В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста Мстислава Ростроповича. Безусловно, главного мужчины в ее жизни.

До этого, в 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, куда ее приняли, несмотря на отсутствие консерваторского образования, а вскоре и стала его ведущей солисткой. На этой сцене она исполнила более тридцати партий: Татьяна в «Евгении Онегине», Лиза в «Пиковой даме», Купава в «Снегурочке», Донна Анна в «Каменном госте», Аида в одноимённой опере Верди. В этом же списке — «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

Оставив оперную сцену, с 1993 года Галина Вишневская выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова. С 2002 года — руководила Центром оперного пения в Москве, носящим ее имя.

В 1974 году Вишневскую вместе с Ростроповичем власти буквально выдавили их из страны — в наказание за поддержку Александру Солженицыну. В это же время Вишневская и Ростропович были лишены советского гражданства (а вместе с ним всех почетных званий и наград) — за помощь инвалидам-эмигрантам, ветеранам Первой Мировой. Она жила в США, во Франции, выступая в крупнейших театрах всего мира. Гражданство вместе со всеми званиями им вернули только в 1990 году. Тогда же гениальные супруги вернулись на родину. О чем ни разу не пожалела до конца жизни, несмотря на весь пережитый опыт:

— Мне трудно путешествовать, устаю, - рассказывала Галина Павловна накануне 85-летия. - Да и надоело. В Париже квартира есть, но никто там не живет, пустая стоит. Живу здесь, в оперном центре, на 5-м этаже, тут у меня квартира. И на даче. Каждый день преподаю — с 12 до 16. Очень рада, что организовала оперную школу, успела это сделать. Рада, что могу поделиться своим сценическим опытом именно с русскими певцами. Это мой долг и желание.

Это наша земля. Россия — мой дом. И не хочу нигде иметь другого. Я вынуждена была покинуть страну в 1974 году. Только через 16 лет смогла приехать сюда. И рада тому, что я здесь. Дети мои живут за границей, у меня шесть внуков, все они родились в Америке, учатся — кто в Швейцарии, кто в Штатах. Как сложится их судьба — посмотрим.

Еще в 1984 году она написала книгу «Галина», в которой крайне негативно оценивала правительство СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к ее 85-летию.

— «Галина» появилась не потому, что я «хотела книгу», - рассказывала тогда певица. - Я вынуждена была что-то сделать, чтобы объяснить всем, почему нас вышибли из страны... В газетах же не расскажешь — мало места, — рассказывала певица. — Там всегда одно — критика, кто во что одет. Вот тогда я села и написала эту книгу, сама, своей рукой каждое слово.

Вот отрывок, посвященный гениальному супругу певицы — Мстиславу Ростроповичу:

«...Однажды Слава поехал отвезти дочку Лену на ее первый концерт с оркестром в Ярославль. К вечеру встал вопрос — как кормить дочку. В гостинице в комнату не подают — запрещено. Но не вести же одиннадцатилетнюю девочку на ночь глядя в ресторан, где пьяных полно. Пошел с Леной в магазин купить что-нибудь поесть. Просит взвесить сыра, масла, хлеба — больше ничего нет на прилавке. Продавщица внимательно выслушала заказ и сказала:

— Давайте карточку.

Слава удивился и начал шарить по карманам, бормоча: „Куда же делась моя визитка...“ Наконец, найдя свою визитку, он триумфально дал ее ожидающей, скрестив на могучей груди руки, продавщице. Она посмотрела на визитку Ростроповича и, повертев ее в руках, сказала:

— Вы чего мне здесь даете, товарищ, я вас спрашиваю, у вас есть карточка?

Ростропович стоит в недоумении и спрашивает:

— Какая карточка, я не понимаю, у меня есть только эта.

А она говорит:

— Как какая? На масло, конечно!

— Но у меня нет такой карточки.

— Ну так и масла нет.

— Вот оно что... Ну, что ж, нет так нет. Пойдем, Леночка!

Увидев, как сникли залетные гости, продавщица, видно, сжалилась.

— Эй, гражданин, вернитесь! Ладно уж, дам вам сто грамм масла, только больше без талона не приходите.

Карточки на масло, и где? В двухстах километрах от Москвы, а мы живем там и ничего не знаем».

В 2007 году Вишневская появилась не только на большой сцене, но и на большом экране. Сыграв сложную драматическую роль — бабушки солдата-срочника, приехавшей проведать внука на передовую, — в фильме Александра Сокурова «Александра». Режиссер так рассказывает о появлении в его жизни Галины Вишневской:

— Это давнее мое впечатление. В первую очередь — от фильма-оперы 1966 года “Катерина Измайлова”, где Галина Павловна исполняла главную партию. Она была абсолютно адекватна музыке Дмитрия Шостаковича, адекватна материалу. Я увидел, что возможности у нее гораздо больше, чем дает и оперный жанр, и сам фильм.

И не понимал, почему к ней никто не обращается с предложением драматических ролей. А несколько лет назад мне позвонил Ростропович и предложил ставить с ним оперу. Я не без сомнений согласился. И таким образом оказался в их семье. Сам бы я никогда не решился сделать первый шаг. С первых минут знакомства с Галиной Павловной я почувствовал что-то абсолютно родное — обнял, и все…

Сама Галина Павловна называла эти съемки «своим Белым домом». Намекая на своего супруга, оказавшегося в Белом доме во время осады 1991 года:

— Я уехала из дома, не говоря ничего мужу (Мстислава Леопольдовича не станет буквально за полгода до премьеры фильма, - «МК».). И когда он мне позвонил и спросил: “Где ты?” — я ответила: “В Грозном”. Он переспросил: “Где?!” Он-то думал, что я отправилась в Минводы. “Как так? — заволновался он. — Что за безобразие? Срочно приезжай домой!” “Нет, — говорю. — У тебя же был Белый дом. Теперь моя очередь. Только мой Белый дом — здесь. Не могу я никуда ехать: группа — здесь, я — здесь. Мой Белый дом”.

— Что значат эти съемки лично для вас?

— Очень многое. Это роль прекрасная. Новые совершенно ощущения в непривычном для меня образе. Я — оперная певица, а это вечно молодые героини: Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Лиза и так далее. А здесь это — обобщенный, сильный образ матери. Хозяйки своей страны. Так она и идет по всему фильму. А все вокруг — ее дети. Она их всех нарожала и теперь хочет посмотреть, что из них вышло и как они будут жить дальше. Она задает вопросы, ничего не говоря. А вы должны их услышать, увидеть и ответить — каждый сам себе, — что же вообще человек должен дальше делать, если он уже дошел до такого состояния, что, как в Америке, готов перестрелять половину школы. Мир сошел с ума. Люди одичали. Но кто-то же должен задуматься о будущем.

— После финальных титров люди в зале встали и очень долго аплодировали…

— Я стояла среди них. Конечно, это особые ощущения… Я готова с Александром Николаевичем выйти на бис — сделать еще один фильм. И мы его сделаем. Пока есть силы, я открыта для творчества. Я пройду свой путь до конца.

Сделать еще один фильм с Сокуровым певице, увы, не удалось. Зато все остальное случилось именно так, как она и предсказывала.

Церемония прощания с Галиной Вишневской состоится 13 декабря в Центре оперного пения (Москва, ул. Остоженка, 25, стр. 1). Отпевание пройдет 14 декабря в Храме Христа Спасителя.

Никита Карцев, Московский Комсомолец