85-я церемония премии «Оскар» завершилась триумфом фильма «Операция «Арго»

63

Имя победителя назвала первая леди Америки Мишель Обама по прямой видеосвязи из Белого дома. А статуэтки продюсерам Гранту Хеслову, Джорджу Клуни и Бену Аффлеку (по регламенту статуэтку за лучший фильм получают именно продюсеры, Аффлек оказался на сцене, так как кроме режиссуры еще и выступил на проекте как раз одним из продюсеров) вручал несравненный Джек Николсон.

Который в ночь с воскресенья на понедельник уступил титул короля Голливуда Дэниэлу Дэй Льюису, получившему третий «Оскар» за лучшую мужскую роль в карьере — за роль Линкольна в одноименном фильме Стивена Спилберга.

«Операция «Арго» была номинирована в семи категориях и кроме премии за лучший фильм в итоге отмечена за лучший адаптированный сценарий и монтаж. Этот «Оскар» стал вторым в карьере Бена Аффлека. Первую награду он получил в 1998 году, причем не как актер или режиссер, а как сценарист — за «Умницу Уилла Хантинга». Первый раз об этом напомнил Крис Террио, получая первую в карьере статуэтку за сценарий:

— 15 лет назад ты стоял здесь с такой же статуэткой за свой первый сценарий, — благодарил он со сцены режиссера. — А теперь здесь стою я. Я никогда не смогу тебя достойно отблагодарить. Спасибо тем, кто выживает в Иране благодаря своему уму, находчивости и воле к жизни!

Следом об «Оскаре» 15-летней давности заговорил сам Аффлек. А заодно и об Иране, угнетенном, как и тридцать лет назад, о чем повествует «Операция «Арго». Поцеловав жену и обняв Клуни (не только бородатого седого плейбоя, но и сопродюсера по фильму), он выбежал на сцену, пропустив, впрочем, вперед Гранта Хеслова, который не без удовольствия пошутил, что сейчас на сцене стоят, три самых сексуальных продюсера из ныне живущих. Сам Аффлек был искренне рад и запускал в зал слова благодарности как из пулемета:

— Спасибо Спилбергу, он просто гений! — начал Бен с похвалы соперникам по номинации. — Он выше всех нас! Спасибо остальным номинантам, вы сняли прекрасные фильмы! Спасибо даже тем, кто не был номинирован. Брату, папе, маме, двоюродным племянникам. Спасибо Канаде (именно Канада, по сюжету фильма, списанному с жизни, официально приютила американских беженцев из Ирана. — Н.К.). Спасибо Ирану, где живут люди в очень сложном положении. Спасибо жене, которая никак с Ираном не связана, но зато благодаря ей наш брак столько времени все еще цел. И последнее: не важно, как тебя бьет жизнь, главное — чтобы ты всегда снова мог встать на ноги.

В красноречии Аффлека в этот вечер переиграл только Дэниэл Дэй Льюис, за роль Линкольна в одноименном байопике Стивена Спилберга получивший третий «Оскар» в карьере. Предыдущие два он получил за фильмы «Моя левая нога» и «Нефть» (надо сказать, с тех пор актер заметно постарел, но нисколько не сбавил в шарме и обаянии). Теперь Льюис — единственный актер в истории, получавший эту награду трижды в номинации «лучшая мужская роль». Почетный приз вручала другая рекордсменка, несравненная Мерил Стрип (у нее тоже три «Оскара», но один — за роль второго плана). Прежде чем назвать имя победителя, она успела пошутить в свой адрес («посмотрите, я иду не по сцене, а по платью») и сделать комплимент всем номинантам («академия поручила мне невозможное — объявить лучшего среди равных»). Дэй Льюис отбил актерскую подачу Стрип превосходной импровизацией:

— Спасибо академии за эту великую честь. Три года назад, до того как мы со Стивеном решились на эту работу, я думал, что сыграю Маргарет Тэтчер. (Льюис намекнул на недавнюю роль Мерил Стрип в фильме «Железная леди». — Н.К.) Потому что я думал, что именно Мерил Стивен выберет, чтобы она сыграла Линкольна. Потом, правда, мы махнулись ролями, а жаль, я бы с удовольствием посмотрел версию фильма с тобой. Впрочем, Стивену не надо было меня уговаривать играть эту роль — это мне надо было уговаривать Спилберга меня утвердить. Я пообещал, что обязательно сыграю у него, какой бы он фильм ни задумал. Пусть даже мюзикл (еще один подкол — на этот раз в адрес «Отверженных» Тома Хупера. — Н.К.). Спасибо моим соперникам в этом году — вы более достойны этой награды, чем я! Вы знаете, 16 лет назад я женился — и с тех пор моя жена Ребекка живет с очень странным человеком. Вообще-то она тоже странная, а вдвоем мы еще более странные. Спасибо ей. И спасибо Линкольну — этому замечательному президенту. А эту награду я посвящаю моей маме.

Еще из ярких моментов церемонии — и это приятный момент для читателей «МК», выбравших на нашем сайте лучшим фильмом 2012 года «Джанго освобожденный», — конечно, выступление Квентина Тарантино, получившего приз за лучший оригинальный сценарий. Причем уже второй раз в карьере после аналогичной награды за «Криминальное чтиво». (Также свой второй «Оскар» подряд за роль второго плана в фильме Тарантино получил Кристоф Вальц.) Выйдя на сцену, Квентин не смог оставить без внимания очень короткую прическу Шарлиз Терон, которая вместе с Дастином Хоффманом, выглядевшим еще более комично, чем обычно, едва доставая макушкой ей до плеча, вручали статуэтки за сценарии.

— Спасибо сэру Лиз и моей соседке! Спасибо, мистер Хоффман! — начал Тарантино. — Я всегда говорил, что если мои фильмы будут жить и через тридцать лет, то только благодаря тем персонажам, которых создают мои замечательные актеры. По правде говоря, я пишу только для того, чтобы увидеть, как они это воплотят на экране. Спасибо, ребята! Такая честь получить награду за сценарий именно в этот вечер. Это же просто год сценаристов! Я люблю моих конкурентов. Я люблю мою академию. Peace up!

Награду за лучшую женскую роль вручал Жан Дюжарден, который в прошлом сам получал статуэтку как лучший актер за фильм «Артист». С тех пор француз отпустил бороду и стал почти неузнаваем. Борода, к слову, стала одним из трендов церемонии, кроме Дюжардена побриться забыли и Аффлек с Клуни, и, например, Хоакин Феникс, чей обаятельно-раздолбайский образ завершала жвачка, которую тот демонстративно жевал во время объявления собственного имени в номинации на лучшую мужскую роль. Статуэтка отошла молодой Дженнифер Лоуренс за роль в мелодраме «Мой парень — псих». Дженнифер — одна из самых многообещающих актрис нового поколения, которая удачно сочетает роли в блокбастерах уровня «Люди Икс» и «Голодные игры» и в скромных интересных картинах вроде «Бобер» Джуди Фостер или «Мой парень — псих» Дэвида О.Рассела. В фильме она сыграла танцовщицу, чуть не сошедшую с ума после смерти мужа, а потом нашедшую поддержку в лице еще более ненормального, чем она, героя Брэдли Купера. Пролив обязательные в данном случае слезы восторга, Дженнифер не забыла поздравить с днем рождения Эммануэль Риву. Великой французской актрисе, номинированной за работу в фильме «Любовь» Михаэля Ханеке, в этот день исполнилось 86 — на год больше, чем премии «Оскар». «Любовь», как и предполагалось, тоже не осталась без награды, забрав статуэтку за лучший фильм на иностранном языке. Впрочем, все свои главные награды эта драма уже собрала задолго до «Оскара». Кроме вороха премий «Сезар» в минувшие выходные это еще и «Золотая пальмовая ветвь» Канн и приз лучшему фильму Европейской киноакадемии.

Самым скучным выступлением вечера может похвастаться Энг Ли, второй раз после «Горбатой горы» получавший «Оскара» за лучшую режиссуру. В своей речи он по очереди раздал «спасибо» богу кино, всем, кто работал над фильмом и «разделил со мной это путешествие». А также «спасибо» жене: «Мы женаты тридцать лет. Юбилей был как раз этим летом. И, конечно, спасибо моему агенту!».

Всего «Жизнь Пи» получила четыре «Оскара»: кроме режиссуры это лучшая работа оператора, лучшие визуальные эффекты и лучший саундтрек.

А вот премия за лучшую песню к фильму ожидаемо отошла Адель за заглавную песню к «007: Координаты «Скайфолл». (Еще одну статуэтку фильм бондианы взял за лучший монтаж звука.) Словно предчувствуя такой расклад, организаторы церемонии пригласили певицу исполнить эту песню незадолго до вручения награды. Еще одной певицей, но не по прямому назначению, а по задумке режиссера, награжденной в этот вечер, стала Энн Хэтэуэй, чье исполнение песен в «Отверженных» вдохновило академиков на вручение ей «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана. Также мюзикл Тома Хупера увез домой призы за лучший звук, грим и прически.

Что касается главного победителя, которого на пару объявляли Джек Николсон (со сцены) и Мишель Обама (по прямой трансляции из Белого дома), «Операции «Арго», то поначалу фильм Аффлека не числился среди главных претендентов на победу. Академия хоть и включила «Арго» в список семи номинаций, включая лучший фильм, но лишила самого Аффлека, например, номинации на лучшего режиссера. Впрочем, Бен вряд ли расстроился, учитывая, во-первых, что «Арго» — всего третий его фильм в качестве режиссера, а во-вторых, тот ворох персональных наград, который он собрал перед премией «Оскар». Лучшим режиссером, а также автором лучшего фильма в этом году его признали как критики (причем и американские, и состоящие в ассоциации иностранной прессы, то есть «Золотой глобус»), так и коллеги (Гильдия режиссеров). А кроме того, «Арго» собрал главные призы Гильдии продюсеров и актеров.

Помимо определенных художественных достижений фильма Бену на руку сыграла тонко подобранная тема. «Операция «Арго» — то ли увлекательный детектив, то ли историческая комедия, рассказывающая реальную историю сотрудника спецслужб, разработавшего план по эвакуации заложников из Ирана в 1979 году. Тогда он предложил замаскировать спецоперацию под съемки проходного фантастического фильма категории «Б», для некоторых сцен которого как раз должны пригодиться виды Тегерана. Заложники, оказавшиеся работниками американского посольства, взятого штурмом повстанцами, согласно разработанной в штаб-квартире в США легенде, представлялись режиссерами, продюсерами и сценаристами, выехавшими в Иран на поиск натуры. Сейчас, тридцать с лишним лет спустя, эта невероятная история выглядит стопроцентным голливудским сценарием, чем и воспользовался Аффлек-режиссер, заодно отрядив себя играть главную роль. «Арго» — голливудский фильм о том, как Голливуд спасает людей. По всему выходит, что без главного «Оскара» ему в этом году было не обойтись.

ПОЛНЫЙ КУТЮР

«Оскар» признан весьма нарядным

Dior, Valentino, Versace, Prada, Armani, далее везде. В этом году «Оскар» единодушно был признан экспертами весьма нарядным. Звездные девушки пытались и вернуться в золотой век Голливуда, и поиграть в породистый минимализм, и сверкнуть цветами в духе «вырви глаз», и, конечно, посмеяться над кутюрной истерикой, что царила на красной ковровой дорожке. «МК» выбрал четыре совершенно разных подхода к выбору вечернего платья.

Кукольная красота Энн и атласное платье от Prada бледно-розового цвета словно созданы друг для друга. Есть только одна проблема: такие наряды умиляют, когда попадают в поле зрения, но в памяти долго не удерживаются. А уж когда вокруг толпятся барышни, для которых слово «скромность» звучит как ругательство, то бледно-розовый минимализм имеет мало шансов на успех.

Она увезла домой «Оскар» за лучшую женскую роль и в ожидании этого вполне могла себе позволить примерить наряд Золушки, которая вот-вот станет принцессой. Платье от Dior Couture, наверное, имеет прямое отношение к архитектуре, причем далеко не самого сдержанного толка. Но все эти метры ткани не делают Дженнифер старше и весомее. Скорее даже наоборот.

Она британка, а это значит, что она не сидит на диете, не слушает, что ей советуют, и вообще плевать хотела на весь этот заокеанский провинциальный шик. Платья, что висят в шкафах у Адель, могут ее избавить от необходимости искать ткань для занавесок. Видимо, и самой Адель это известно, и на этот раз она при помощи своей соотечественницы Дженни Пэкхем решила выглядеть чуть помрачнее. Забавно, если вы, конечно, цените британский юмор.

На плечи австралийской примы уже давно возложена ответственность за продолжение традиций лучших времен голливудского шика. Не иначе Николь устала от этой ноши и, выбрав платье от L'Wren Scott, вырядилась как русалка на главной подводной вечеринке года. Впрочем, не исключено, что это начало какой-нибудь изощренной рекламной кампании нового сатирического фильма о голливудских нравах.