Четверо турчанок грабят банк. Пока что только в кино

227

Начну с амбициозного заявления: из современных кинокартин «Женское дело: ограбление банка», безусловно, самый качественный и доставивший наибольшее удовольствие от просмотра турецкий фильм, который я видела за последние пару лет.

Честь и слава производственной компании TAFF Pictures, которая уже заняла свое место на местном рынке, создав такие кинематографически примечательные коммерческие киноленты, как последний фильм Чагана Ырмака «Неужели мы поняли друг друга?» (Tamam Mıyız?) и Толги Орнека «Твоя история» (Senin Hikayen).

Кресло режиссера этой абсолютно женской комедии принадлежит мужчине — Танеру Эльхану (снявшему ранее фильм «Горькая любовь» (Acı Aşk). Сценарий также был написан мужчиной — Шахином Альпарсланом. И я с удовольствием признаю, что двум этим мужчинам удалось создать полноценные женские образы и примерить на себя в этой работе жесткую феминистическую позицию.

По своей сути «Женское дело: ограбление банка» (Kadın İşi Banka Soygunu) — это взрывная и бунтарская история о жестоких законах капитализма, элитном жилье и пузыре на рынке недвижимости.

Фильм начинается с того, что вертолет пролетает над прекрасным Белградским лесом (крупнейший лесопарк на окраине Стамбула), а затем летит к монструозным небоскребам в районах Маслак и Левент. Это место можно назвать центром финансов и корпоративного мира Стамбула, но по совести, оно является воплощением алчности, которая разрушает общество и институты демократии в стране.

Между этими гигантскими строениями зажаты островок зелени и несколько небольших симпатичных домов, образующих район Кючюкармутлу — лакомый кусок для строительных гигантов. Гюлай (Мелтем Джумбул), мать-одиночка, живет со своим маленьким сыном и пожилой матерью в одном из этих домиков. Она хоть и старается сохранить позитивный взгляд на жизнь, но в реальности чаша ее терпения переполнена. Вернулся ее рак молочной железы, что может вызвать потерю второй груди, а швейная мастерская закрыта, потому что она не может погасить долги, оставшиеся от расходов на медицинское обслуживание. Наконец хоть кто-то из интеллектуальных кинематографистов показал, как человек из «среднего класса» на самом деле зарабатывает на жизнь и связан цепями банковских кредитов и рассрочек.

Все, что есть у Гюлай, — это ее старые добрые подруги. Напористая бунтарка Бильге (Филиз Ахмет, сыгравшая Нигяр Калфу в сериале «Великолепный век»), загруженная работой на телефоне в большой компании; чересчур правильная и послушная Нихаль (Озге Улусой), чей босс лишил ее с трудом заработанного повышения; и сумасшедшая, свободная духом Дюрдане (Эста Дерманджиоглу), также погрязшая в долгах, после того как ее попытка открыть бар провалилась.

Женщины не нашли любви или богатства, но они поддерживают друг друга. Во время ночной пирушки под звуки тяжелой музыки они решают ограбить отделение банка, где работает Нихаль. Все они действительно хотят погасить свои долги, помочь своим матерям и снова стать полноценной частью той системы, которая использовала и выбросила их словно салфетку.

Тут и начинается самое интересное. В результате невообразимых злоключений, путаницы, иронических диалогов и добрых устремлений девушек все пошло не по плану, и наши героини оказываются в фарсовой ситуации, пытаясь ограбить банк. Де факто то, что они делают, незаконно, но осознание того, что их мотивация — это не жадность и стремление к власти, а наоборот, желание справедливости и надежда на собственное право на существование, делает фильм очень сильным.

Это обнадеживающий фильм. Он открывает зрителю глаза на социально-экономическую несправедливость и призывает быть активным и противодействовать ей. Это не значит, что нужно идти и грабить банки. Фильм призывает сознательно взять в свои руки будущее и перестать быть безразличными к нему. Этот фильм точно заслуживает внимания, в нем есть на что посмотреть и о чем задуматься.