Жизнь, застрявшая в бетоне, на выставке в стамбульском Studio-X

26

Современное арт-пространство Studio-X в стамбульском районе Салыпазары представляет выставку с нетривиальным названием «Мама, я пошел наливать бетон».

Выставка, чье название является непрозрачным намеком на современных детей, растущих в больших городах среди огромных бетонных блоков, объединила произведения стамбульских художников Антонио Косентино и Extramücadele, известного также как Мемед Эрденер.

Экспозиция выставки дает ответ на вопрос, почему нынешние горожане склонны превращаться в бродяг, не знающих своих корней. Современные дети в крупных городах живут среди серых однообразных многоэтажек, там нет парков и даже просто свободного пространства для прогулок. Эти дети оказались в ловушке посреди четырех стен, окруженные только технологиями, в районах, у которых нет ни истории, ни коллективной, ни личной памяти.

Люди, живущие в этих все более и более разрастающихся городах Турции, буквально застряли в бетоне. Именно об этом и рассказывает выставка, открывшаяся 16 января и ждущая посетителей до 27 февраля.

С 1996 года Косентино фотографировал быстро меняющийся ландшафт стамбульских окраин для своего проекта «Атлас Стамбула» (İstanbul Atlası). Все фотографии, сделанные для «Атласа», экспонируются впервые и дополняются большой инсталляцией из жестяных контейнеров, выражающей реакцию художника на быстрое изменение городских окраин, задокументированное им в фотографиях.

В инсталляции Косентино выброшенные канистры из-под растительного масла и сыра превратились в пригородный железнодорожный вагон, подчеркивающий концепцию «постоянства» и «непрерывности».

Дети в поле зрения

Extramücadele, с другой стороны, создал три огромные сферы, стоящие на стальных столбах.

Художник так прокомментировал свое творение: «Турки мастера заполнять все пустоты. Глядя на фотографии Антонио, я думал о зачастую бесполезных и темных пустых пространствам между многоквартирными домами».

И чтобы подчеркнуть недостаток полезных пустых пространств — признак коллективного пренебрежение общества к детям — он придумал большие сферы для детей, живущих в районах, сфотографированных Косентино.

Соединенные друг с другом с помощью коридоров, сферы получили названия «Библиотека, которая читает» , «Многорелигиозный Храм» и «Национальный Пшик». Первая сфера ставит под сомнение концепцию «национального образования». В ней можно услышать пять отрывков из различных классиков мировой литературы, таких как Борхес или Достоевский, которые цитируются после азана — призыва к молитве, звучащего пять раз в день. Вторая сфера, украшенная символами всех религий, призвана выразить критику государству, властвующему в религиозных вопросах. Последняя сфера, в которой можно послушать национальные гимны всех мировых государств, символизирует критику концепции «национального определения».

Другие объекты на выставке авторства Extramücadele сконцентрированы на теме традиций и семьи.