Новая интерпретация романа Жоржа Перека на сцене стамбульского театра

21

Жорж Перек по праву считается одним из самых ярких европейских писателей ХХ века.

Его перу принадлежат такие произведения, как «Жизнь, способ употребления» и «Исчезание» («La Disparition») — единственный роман-липограмма ХХ века, в котором нет ни одной буквы «е», что многие понимают как метафору исчезновения евреев во время Второй мировой войны. То, что Перек отказался от использования буквы, которая несколько раз встречается в его имени, интерпретируется как аллегория собственного «исчезания» автора.

Перек занимал низкооплачиваемую должность в исследовательской лаборатории в течение 17 лет, что оказало колоссальное влияние на его формалистический, методологический, а иногда даже абсурдный экспериментальный стиль. Он участвовал в деятельности парижского литературного клуба УЛИПО, члены которого поставили перед собой задачу — используя математику, логику и шахматы, создать новые структуры и формы для того, чтобы расширить повествовательные горизонты литературы. Среди других известных членов клуба — такие выдающиеся писатели, как Раймон Кено, Итало Кальвино, Генри Мэтью и Жак Рубо.

На театральном фестивале в Стамбуле труппа Sarı Sandalye («Желтый стул»), созданная в прошлом году, представила свою первую и пока единственную постановку «Ücret Artışı Talebinde Bulunmak için Servis Şefine Yanaşma Sanatı ve Biçimi» («Искусство просить вашего босса о повышении») — интерпретацию написанного в 1968 году уникального романа Перека, повествующего о корпоративной жизни.

«Желтый стул» — термин, обозначающий первое участие в заседании театрального общества университета Галатасарай, на котором новичка ожидают абсолютно непредсказуемые вещи и нужно быть постоянно открытым для чего-то нового. Труппа также преследует эту цель в своей работе, подтверждением чему и стала их дебютная постановка.

Мы все рано или поздно сталкиваемся с проблемой — как же попросить нашего босса о повышении. Решение данного вопроса может занять некоторое время, потому что этот шаг требует решимости с нашей стороны, да и боссы всё время придумывают какие-то оправдания. Экспериментальный язык, используемый Переком на протяжении этой длинной истории, лишенный каких-либо знаков препинания, не отталкивает зрителя, потому что режиссёр-постановщик Зия Демирель придумал остроумный, игривый и абсурдистский подход, который театрально восполняет свободный и увлекательно-отчуждающий стиль Перека.

Вся пьеса, безусловно, посвящена эстетике — в объединении содержания и формы. Адаптация текста, драматургия и освещение — все продумано до мелочей. Декорации и свет напоминают повторяющийся методический язык Перека. Использование одной и той же мелодии в различной аранжировке — очень простое и мудрое решение, создающее настроение и задающее темп всей постановке. Простота в сочетании с правильно подобранными костюмами также создают положительное впечатление в целом обо всей работе актёров. Конечно, вместо чисто реалистического подхода к костюму офисного работника можно было бы найти и другое решение, но на фоне общей картины это очень малозначительно. Хотелось бы отметить, что артисты, занятые в спектакле, — настоящие звезды. Это большой актерский ансамбль, все участники которого, обладающие различной комплекцией, разными стилями актерской игры и, безусловно, отличающиеся вокальными данными, очень хорошо дополняют друг друга. В целом вся постановка могла бы оказаться катастрофой, но на этот раз мастерство режиссёра помогло достичь поставленной задачи.

Эмирхан Алтункая — сильный актер, похожий на ожившую марионетку. Незакет Эрден развлекает зрителя, играя нахальную блондинку, в то время как Чагдаш Экин Шишман воплощает образ обаятельной женщины, чаруя зрителей впечатляющим голосом и незабываемой внешностью. Ильяс Озчакир создаёт свой собственный комедийный мир, который выглядит абсурдно и в то же время очень естественно. Хорошо подобранный актерский состав обеспечивает успех постановки в целом, а игра артистов задаёт ритм всей пьесе, длящейся один час.

Каждый уважающей себя театрал непременно должен увидеть эту столь редкую для турецкого зрителя абсурдную экспериментальную постановку, по духу напоминающую фильмы французского режиссера Жака Тати.

Все желающие могут насладиться спектаклем и великолепной игрой актёров каждую субботу в Секизинджи Кат. Для получения более подробной информации перейдите по ссылке www.sarisandalye.com.