Перспективная дебютная кинолента «Уличная жизнь Чекмекёй»

94

Возможно, дебютный фильм Айсым Тюркмен «Уличная жизнь Чекмекёй» и вернулся с пустыми руками с прошедшего в Анталье кинофестиваля «Золотой апельсин - 2014», но, к счастью, на этой неделе фильм обретёт свою истинную аудиторию в кинотеатрах «Башка Синема».

Данный фильм является первой интригующей и многообещающей художественной работой Тюркмен, которая уже зарекомендовала себя в Турции как талантливый режиссер-документалист. Возможно, фильм таит немало проблем, скрывающихся в его непоследовательном сюжете. Однако в этой картине есть и что-то неподдельное, искреннее и бунтарское, заслуживающее внимания не только молодой аудитории, но и тех, кто хотел бы больше узнать об уличной культуре Нового Стамбула. Я говорю о Новом Стамбуле, потому что события в фильме разворачиваются на фоне строительства элитного жилья и связанных с ним последствий для обычных людей, которые буквально ничего не могут поделать с эксплуатацией их собственных земельных участков.

Уже первые кадры фильма рассказывают об этом. Молодые люди — Тарик (Джан Сипахи), Ферхат (Барыш Гёнен) и Айча (Аслы Меназ) — репетируют свои битбокс-песни и танцевальное шоу в старом гараже-студии Ферхата на окраине города. Действие разворачивается в районе Чекмекёй, некогда являвшемся трущобами, а ныне ставшем центром строительства дорогостоящей недвижимости. Строительство элитного жилья в данном районе идёт полным ходом, что является бомбой замедленного действия, так как вскоре почти все коренные жители будут вынуждены покинуть свои дома в результате принудительного выселения. Но давайте вернемся к нашей троице.

Полные энергии, подавленного гнева и сильного желания добиться славы на сцене андеграундной музыки, Тарик, Ферхат и Айча решили принять участие в музыкальном конкурсе по бит-боксу. Возможно, если бы они победили в конкурсе, их жизнь приобрела бы больше смысла. Тарик — безработный, Ферхат работает учеником в местном автосервисе, а Айча помогает своей тёте в местном магазине. Такая повседневность, может быть, и не столь привлекательна, но жизненная позиция этих детей, безусловно, заслуживает уважения. Несмотря на неблагоприятное материальное положение и маргинальный статус этих подростков, мир для них — по-прежнему место, полное возможностей.

Следует отметить сильную режиссерскую подачу самих героев Тюркмен. В руках кого-то другого эти трое подростков могли бы показаться нелепыми, комичными персонажами, но открытый подход режиссера к ним как к молодым людям со своими мечтами и конкретными целями позволяет сформировать реалистичных героев. Жаль, что сам сценарий не имеет сжатой и чёткой структуры, которая позволила бы зрителю прочувствовать полную глубину их безрассудства. Увы, это связано с актерским составом и попыткой уделить каждому свое экранное время. Возьмем, к примеру, повторное появление старшего брата Тарика Джемаля (Джана Сипахи), который возвращается из тюрьмы и еще не совсем готов в полной мере воспринять шаги своего младшего брата во взрослой жизни и его альтернативный образ мысли. Между двумя братьями формируются взаимоотношения на грани любви и ненависти, которые даже в конце фильма остаются эмоционально неопределенными. То же самое можно сказать и о романтических отношениях Тарика с Берфин (Гёзде Коджаоглу), проживающей в новом охраняемом жилом комплексе. Само присутствие Берфин является аллегорией взаимодействия и столкновения новоявленных богачей с представителями менее обеспеченного класса. Однако во время просмотра фильма это отступает на второй план, а зритель находится в напряжении от эмоциональной конфронтации между Тариком и Берфин.

Тем не менее это не значит, что Тюркмен не удалось создать уникальную атмосферу и изложить суть сюжета. Фильм наполнен множеством замечательных моментов, рассказывающих о крушении надежд и разочаровании молодых людей, живущих в этой стране сегодня. Ощущение экономической и социальной неопределенности будущего нисколько не преувеличено в фильме. На сегодняшний день молодежь Турции постоянно находится в поисках легких способов выхода из сложившегося положения и схем быстрого обогащения, что в больших городах, в конце концов, приводит к бесповоротным событиям.

Между Тариком и его измотанной матерью происходит забавный диалог, когда он спрашивает её: «Почему ты и мой отец просто не вернулись в деревню?» Она иронично улыбается. Когда-то переезд в мегаполис был наиболее выгодной экономической перспективой, и это действительно иронично, что в настоящее время наилучшей стратегией выживания является побег из городских бетонных джунглей, где игра идет по специфическим правилам и где «человек человеку волк».

Необычный саундтрек к фильму, напоминающий слияние арабески и рэпа, делает «Уличную жизнь Чекмекёй» самобытной и заслуживающей внимания картиной, рассказывающей о том, как современная Турция застряла в грязной пучине стихийной урбанизации и экономической неопределенности. Возможно, фильм пытается донести до нас слишком многое и иногда основная идея теряется в лабиринте персонажей и событий. Тем не менее я считаю, что это выдающаяся работа перспективного режиссёра, полного идей и нового видения.