Российский рынок – фаворит турецких фирм

429

Развитие политических отношений между Россией и Турцией приносит плоды в сфере экономики и торговли. Турецкие фирмы, занимающиеся экспортом, преодолели экономический кризис и избрали своей целью российский рынок. В 2008 году Турция побила рекорд по экспорту, составивший 132 миллиарда долларов, при этом экспорт турецких товаров в Россию составил 6 миллиардов долларов.

 Экспорт в Россию в 2010 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 52 процента, достигнув 5 миллиардов долларов, поэтому целью на 2011 год станет достичь цифр, которые были до кризиса. По сравнению с тем же периодом прошлого года экспорт в январе месяце продемонстрировал 27,5 процентный рост. Это означает, что мы движемся к намеченной цели.

Турецкие фирмы, в большом количестве приехавшие в этом году в Россию на 18-ю выставку продуктов питания Prodexpo, довольны проявленным к ним интересом. В 2010 году часть турецкой продукции в российском импорте пищевой продукции составляла 20 процентов, в 2011 году она возрастет. Десять отдельных фирм под руководством Эгейского союза экспортеров и независимые турецкие фирмы пытаются выйти на российский рынок. В 2010 году Турция импортировала товаров на 21,6 миллиарда долларов, причем преимущественно это были российские нефть и газ. У Турции нет другого способа не открывать шире эти ножницы, чем увеличить объемы экспорта. В прошлом году премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган во время своего визита в Москву вместе с премьер-министром России в качестве цели на ближайшие 5 лет назвали цифру в 100 миллиардов долларов; чтобы достичь этой цели все организации находятся в состоянии готовности.

Турецкие оливки на пути в Россию

Одним из стендов, вызвавших наибольший интерес на выставке продуктов стала фирма по производству отборных оливок из Акхисара. Председатель руководящего совета Акхисарской торговой биржи, насчитывающей 350 членов, Эмин Демирджи заявил, что в этом регионе произрастает 12 миллионов оливковых деревьев и что с каждым днем количество продукции увеличивается в результате все новых и новых посадок. Отметив, что наряду с торговлей на турецком рынке планируется также работа, нацеленная на экспорт, Демирджи сказал, что в ближайшее время при участии университетов региона будет проведен «Конгресс по оливкам».

Председатель собрания Акхисарской торговой биржи Феттах Гюрмен рассказал, что они экспортируют продукцию в 44 страны, во главе с Германией, Болгарией, Румынией и США, и подчеркнул, что они собираются выйти и на российский рынок. На российском рынке активно продаются испанские оливки и их упаковка отличается от турецкой, что может стать проблемой для турецкого производителя. Если в России на полках магазинов размещаются банки по 90-110 грамм, то турецкие производители производят 200 граммовые банки. Между тем, затраты на упаковку составляют 30 процентов издержек.

У производителей оливок есть только два требования к представителям на российском рынке. Прежде всего – создание собственного лейбла для производства и оказание поддержки марки, а также обеспечение внедрения системы поощрений, специально разработанной для российских условий. В прошлом году из Турции в Россию было поставлено в сумме на 600 тысяч долларов оливок и на миллион 900 тысяч долларов оливкового масла.

Оливковое масло Milas три года подряд получает золотую медаль

На полках в российских магазина можно увидеть турецкие марки оливкового масла Milas и Verde. Давуд Эр, член руководящего совета комитета по рекламе оливок и оливкового масла, на Prodexpo также знакомил посетителей с продукцией своей фирмы. Он говорит, что он предлагал российским клиентам продегустировать масло и оно получило очень высокую оценку. Но словам Эра, если удастся соблюсти удачный баланс между качеством и ценой товара, то выход на российский рынок будет легким.

Братья Мустафа и Альпер Алхат производят оливки Milas в городе Акхисар провинции Маниса на самых современных предприятиях. Вместе с Хюсейном Акбаба, владельцем марки, занимающимся продажами на российском рынке, они добились того, что их фирма заняла важное место на рынке. Марка Milas получала золотую медаль за качество и инновационный подход два года подряд на выставке Prodexpo, и три года - на выставке Worldfood. Мустафа Алхат, подчеркивая важность поддержки экспорта, оказываемой государством этой отрасли, сказал: «Мы растем за счет постоянного развития торговли на российском рынке. Сначала мы пытались донести до покупателя, что наше оливковое масло – продукт очень высокого качества. Сейчас мы уже преодолели этот момент. В России наша марка входит в пятерку самых известных марок масел».

Pınar будет продавать в Россию воду

У фирмы Pınar, которая выставляла на Prodexpo воду, птицу (kanatlı?) и продукцию, подвергаемую вторичной обработке, масштабные цели. Директор по экспорту Хаккы Таракчиоглу сказал, что на экспорт сырья разрешения уже получены, а работа с разрешениями на готовую продукцию продолжается. Цифры турецкого экспорта птицы пока еще не на том уровне, чтобы вступать в конкурентную борьбу. Довольно большая часть экспорта птицы, в 2010 году составившая 240 миллионов долларов, отправляется в Ирак. Мы хотим выйти на российский рынок с индейкой. У нас также высокие шансы с рыбой и другими продуктами вторичной обработки». Представители фирмы Pınar, коснувшись вопроса о возможности экспорта продукции этой марки на российский рынок бутылированной воды, заявили, что они начали работу по продаже воды на рынок.

Экспорт фруктов и овощей составил миллиард долларов

Союз Экспортеров Сухофруктов (Kuru Meyve ve Mamülleri İhracatçıları Birliği), учитывая прибыль от свежих фруктов и овощей, в 2010 году экспортировал в Россию продукции больше чем не 1 миллиард долларов. Цель на 2011 год еще масштабнее. 164 турецких фирмы имеют право экспортировать на российский рынок такие сухофрукты, как инжир, виноград и абрикосы. Второй по величине экспортер фундука Durak в прошлом году экспортировал в Россию товаров на 4,5 миллиона долларов.

Экспорт морепродуктов растет

Цифры, связанные с экспортом рыбы и морепродуктов, который в последнее время вышел на российский рынок, растут. Экспорт в этой области в 2009 году достиг отметки в 2,4 миллиона, а в 2010 году – 8 миллионов долларов. 3-4 года назад в этом секторе почти не было экспортеров: только 14 турецких фирм получило необходимые разрешения от министерства сельского хозяйства России. Турецкие фирмы, конкурирующие с Грецией в поставках лещи, морского окуня и форели, ставят перед собой целью на 2011 год увеличить объемы поставок по меньшей мере в два раза. Самая большая проблема этой отрасли – импорт корма для рыб и его дороговизна, что приводит к снижению шансов на мировом рынке по сравнению с конкурентами.

Фарук Аккан, Яшар Ниязбаев, Cihan, MK-Turkey