Российские таможни могут отменить традиционные маршруты

17

Ожидаемый от проекта «Облегченный таможенный коридор» между Россией и Турцией результат не был достигнут.

Тот факт, что с российской стороны этот проект ведет лишь одна фирма-монополист, а также попытки турецких фирм уклониться от лишних таможенных пошлин, стали причиной того, что по коридору, открытому с большими надеждами, в 2010 году в Россию было ввезено товара только на пять миллионов долларов.

Посольство Турции в Москве предупреждает фирмы, занимающиеся экспортом в Россию, и напоминает, что экспорт, который проходит по территории третьих стран, таких, как Эстония или Украина, в ближайшее время может быть прекращен. 

Уполномоченные лица обращают внимание на то, что российская фирма, руководящая проектом с российской стороны, действует как монополист и повышает себестоимость работ. Они требуют снова рассмотреть этот возникший на практике.  Посредством обычного воздушного сообщения экспортеры могут перевозить товары в сумме за 10 долларов с килограмма, включая налоги, при пользовании «Облегченным таможенным коридором», эта цифра возрастает до 14 долларов. Между тем, стоимость перевозки товаров, отправляемых в Россию по автодорогам, составляет где-то около 7-8 долларов, включая налоги. Подготовка различных счетов и гибкость деклараций, предъявляемых непосредственно на таможне, делает альтернативу с автодорогами более привлекательной.

Анкара остро отреагировала на повышение себестоимости проекта «Облегченного таможенного коридора» и на то, что в связи с этим исчезла его привлекательность. Турецкая сторона требует, чтобы протокол вернулся к той форме, которую он имел на момент подписания, а последующие изменения были аннулированы. В то же время, фирма, ведущая наблюдение в Турции от имени Российской таможенной службы, связывает высокую контрольную себестоимость с дополнительными капиталовложениями в проект «Облегченного таможенного коридора».

Уполномоченные лица предупреждают о том, что у экспортеров, которые в сезон соревнуются со временем, могут возникнуть трудности в связи с закрытием в ближайшее время пути через третьи страны. Они напоминают о том, что «традиционные пути на российской таможне в скором времени уже нельзя будет использовать. Необходимо, чтобы обязательно альтернативные пути – дорогие или дешевые – при этом оставались открытыми. Очень важно, чтобы во время кризиса у нас в распоряжении был действующий коридор».  Турецкая сторона, работая над тем, чтобы снизить себестоимость и привести проект в более вразумительный вид, рекомендует турецким бизнесменам «Облегченный таможенный коридор».

По условиям проекта «Облегченного таможенного коридора» посредники на российской таможне отменяются; цена будет привлекательной

Государственный министр Хаяти Языджы подчеркнул, что во время визита в Москву, организованного премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, на переговорах, в которых принимали участие президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, вопрос об «Облегченном таможенном коридоре» рассматривался. Он также сообщил о том, что первого марта в Анкаре при участии российского советника по делам таможни был подготовлен новый протокол и достигнута договоренность по вопросу об устранении организаций-посредников. Языджы, заявил о том, что российская сторона обещала принять во внимание протокол первого проекта «Облегченного таможенного коридора» от 17 сентября 2009 года и что он ожидает от Москвы соответствующих действий. 

Делая заявление по данному вопросу для CNN Türk, Языджы высказал следующие критические замечания: «К сожалению, Россия на практике ведет себя по-другому. Они организовали одну фирму в аэропорте Внуково и определили партнера в Турции. При их посредничестве и производится контроль. Говорится о том, что «мы оказываем особые услуги»… Это подход «если вы пользуетесь VIP-услугой – оплачивайте ее стоимость»…  Они считают, что если ты ускоренно проезжаешь туда и обратно, то у этого должна быть своя стоимость…».

Языджы, обративший внимание на то, что Турция является решительным противником возможности появления монополиста в этой области, напоминает: «Необходимо, чтобы фирмы, предоставляющие услуги, могли конкурировать. И другим тоже нужно предоставить эту возможность. Монополия порождает несправедливость. Она становится причиной повышения себестоимости. Доля России в общей торговле, составляющей 26 миллиардов долларов, и в экспорте, составляющем 4,5 миллиарда долларов, всего 5 миллионов долларов. Нам нужно ее увеличивать».