В Россиии бензин держат как могут

15

Прежняя ценовая политика продолжится, но насколько она эффективна? Чтобы сдерживать рост цен на топливо, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), помимо того что штрафует нефтяные компании, разрабатывает все новые механизмы антимонопольного регулирования отрасли.

Однако, судя по соотношению добычи нефти и цены бензина, с учетом реальных доходов населения, положение у нас в стране остается плачевным. А после двух месяцев «ручного управления» ждать можно вообще чего угодно.

В рамках трех «волн» антимонопольных дел против российских нефтяных компаний (НК), продолжающихся с 2008 года, было начислено 20,7 млрд. рублей штрафов, рассказывает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Из них 19 млрд. уже поступило в бюджет. По сравнению с доходами нефтяных компаний цифры, правда, довольно скромные. Так, «Газпром Нефть», заплатившая, по данным Голомолзина, в сумме около 7 млрд. рублей, только за 2011 год заработала 76,608 млрд. рублей чистой прибыли. Кроме нее под штрафы попали ТНК-BP (3,7 млрд. рублей), «Роснефть» (5,3 млрд. рублей), Лукойл (4 млрд. рублей) и «Башнефть» (778 млн. рублей).

Голомолзин рассказал о «кардинальных институциональных изменениях», продолжающихся в сфере регулирования рынка. Так, ФАС подготовила поправки в КоАП, которые введут штрафы для НК, не регистрирующих внебирживые сделки с нефтепродуктами. Они будут достигать 300 тыс. рублей. В ведомстве рассчитывают, что поправки начнут действовать уже в 2-м полугодии 2012 года. Голомолзин напомнил, что с 2011 года, в соответствии с постановлением правительства, НК должны регистрировать все подобные контракты на биржах для удобства антимонопольного надзора. Однако некоторые компании, по его словам, до сих пор этого не делают.

Замглавы ФАС также сообщил, что закон, который введет «плавающие акцизы» на нефтепродукты, может появиться в ближайшее время. «У нас с Минэнерго консолидированная позиция в этом вопросе, и после нескольких совещаний в правительстве мы рассчитываем, что такой законопроект будет подготовлен и обсужден уже в ближайшие месяц-два», — говорит чиновник. Идея заключается в том, что при росте цен на нефть на мировом рынке будет применяться пониженная ставка акцизов на топливо, и наоборот. Соответственно, это должно тормозить подорожание бензина.

 

 

Даже самое слабое звено нефтяной производственной цепочки — НПЗ — вместе с АЗС теперь оказываются под чутким контролем государства. Голомолзин рассказал, что за модернизацией НПЗ с конца прошлого года уже следят Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС. 7 марта было подписано подобное соглашение, касающееся АЗС. Теперь ведомства будут следить и за качеством бензина, поступающего конечным потребителям.

Вроде бы все эти меры должны сдерживать рост цен на бензин. Но они оказываются каплей в море. На фоне возросших уже до $125 с лишком за баррель цен на нефть и двух месяцев ручного управления (последствия аналогичной ситуации в мае прошлого года все хорошо помнят) небольшие относительно годового оборота штрафы — слабый стимул для нефтяных компаний. И хорошо, что хоть с прошлого года правительство взялось за модернизацию НПЗ. Но последствия ее только предстоит оценить. А отсталость отрасли, по оценкам экспертов, измеряется уже десятками лет. К тому же многие близкие к ситуации аналитики рассказывают о ситуации, когда вертикально-интегрированные нефтекомпании имеют 2 ценника: для своих дочерних АЗС и для независимых. И это лишь один из механизмов поднятия ценников на заправках. Пока ФАС в борьбе с нечестными руководителями НК явно проигрывают. И это поражение может стоить $1 за литр Аи-95 уже этим летом.