В России цены на заправках начали расти

30

Рост топливных цен можно считать начавшимся. На этой неделе это признали и в Росстате, и в нефтяных компаниях. И это несмотря на пристальное внимание ФАС и Минэнерго, которые утверждают, что контролируют ситуацию, и убедительно просят ее не нагнетать.

Подобное изменение ценников в прошлом году, может, и осталось бы незамеченным, но теперь оно происходит впервые за много недель. И скорее всего это лишь начало пути к отметкам в 32—33 рубля за литр.

Ремонт на Московском НПЗ не скажется на выпуске им моторного топлива, — отреагировали в «Газпром-Нефти», владеющей заводом, на опасения «МК» по поводу грядущих осложнений на рынке нефтепродуктов столичного региона (см. «Москву ждет топливный коллапс?» в №26021 от 22 августа).

Федеральная антимонопольная служба тем временем попросила руководство Российского топливного союза не сгущать краски и пообещала следить за необоснованным ростом цен. А Минэнерго провело совещание, по итогам которого ведомство опубликовало успокаивающий отчет: «Ситуация с обеспечением топливом стабильна. Высокие запасы топлива полностью обеспечивают спрос и являются серьезным фактором, исключающим резкий рост цен на топливо в ближайшей перспективе».

Впрочем, близкие к участникам совещания люди рассказывают, что регуляторы признают: причины для роста цен на заправках уже вполне обоснованы. И фактически дали добро на переписывание ценников.

АЗС долго себя ждать не заставили. «Лукойл» первым объявил о повышении цен сначала в столичном регионе, а затем и в некоторых других, перешагнув планку в 30 рублей за литр АИ-95.

В компании подчеркивают, что это первое повышение розничных цен с апреля. И это показательно для всего рынка. Зафиксированное Росстатом повышение цен за неделю с 13 по 19 августа (0,2% и 0,3% на бензин и дизель соответственно) стало первым с начала лета.

Если взглянуть на фиксируемые статистическим ведомством данные о топливных ценах и соотнести их с ценами нефтяными, то можно увидеть накопившееся в нефтяной вертикали напряжение, которое начинает высвобождаться.

Так, в прошлом году в мае—августе, при росте нефтяных цен, дизель подорожал с 24,56 руб./литр до 24,76 руб./литр. За тот же период АИ-95 вырос с 25,61 руб./литр до 27,58 руб./литр. В нынешнем году розничные цены стояли как вкопанные под чутким присмотром правительства.

Лед тронулся, и все говорит о том, что это лишь начало долгого пути наверх. Оптовые цены на дизель уже почти 2 месяца упорно растут. Так, сохраняющийся объем выпуска МНПЗ не помешал ему в течение августа поднять цены на дизель в 5 раз, на 2100 руб./т (+1,75 руб./литр).

Причем вертикально интегрированные нефтяные компании, как правило, в первую очередь снабжают топливом свои сети заправок и выполняют экспортные контракты. Поэтому независимым АЗС придется повышать цены еще больше, чтобы выживать.

За дизельными оптовыми ценами недавно потянулись и бензиновые. Этому способствуют дорожающая нефть, державшийся все лето высоким спрос за рубежом и начинающий нарастать внутренний. На фоне этого нефтяники позволили себе отыграть дважды повышавшиеся за год топливные акцизы. Впрочем, судя по оценкам экспертов, все еще впереди.

«Полагаю, что уже в августе Московский НПЗ установит цену на дизель 31 000 руб./т, что подтянет трейдерский рынок к новым ценовым рекордам. Кстати, максимальная цена зафиксирована на Московском НПЗ прошедшей зимой — 30 600 руб./т. Что ожидать от зимы этого года? Если прибавить только годовую инфляцию на уровне 7% (даже не учитывая акцизного повышения), то выходим как минимум на 32 700–33 000 руб./т. В реальности получим цену зимнего дизеля 35 000 руб./т (29,2 руб./литр только в оптовом звене. — „МК“)», — подсчитал аналитик нефтяного рынка компании «Алгоритм» Виктор Костюков возможное будущее столичного региона. Как показывает практика, соизмеримый рост цен в итоге происходит и по всей стране.