Строительство третьего аэропорта в Стамбуле продолжается несмотря на запрет суда

359

Стамбульский суд временно приостановил строительство третьего аэропорта в Стамбуле. По информации официальных источников, строительство аэропорта, вокруг которого сложилась весьма спорная ситуация, продолжается в плановом порядке.

Четвертый административный суд Стамбула остановил проведение «Оценки воздействия на окружающую среду» (Çevresel Etki Değerlendirmesi (ÇED), осуществляемой Министерством охраны окружающей среды, после того как четверо граждан, проживающих в близлежащих районах, подали исковые заявления в суд.

Хотя данный отчет о характере воздействия на окружающую среду при строительстве таких крупных объектов инфраструктуры юридически необходим, министр транспорта Лютфи Эльвэн сказал, что приостановка работ на стройплощадке была временной и она не помешает осуществлению намеченной цели.

Строительство аэропорта велось в лесопарковой зоне на севере Стамбула, недалеко от озера Теркос. 3 мая 2013 года тендер на осуществление проекта, заявку на который подали пять турецких компаний, выиграл консорциум Cengiz-Kolin-Limak-Mapa-Каlyon. Свое участие в проекте он оценил в 22,1 млрд евро.

Суд постановил, что тендер проводился с нарушением временных норм и после выхода отчёта ÇED еще не завершился 10-дневный срок, установленный для рассмотрения общественных протестов. Поэтому суд вынес решение о приостановке всех работ на территории будущего аэропорта, пока специалисты не рассмотрят степень экологических рисков проекта.

Несмотря на это, Главное управление аэропортов Турции (DHMI) заявило, что строительные работы продолжаются. «Решение о приостановке строительных работ — вопрос вовсе не спорный, так как оно было предусмотрено контрактом, подписанным 3 мая 2013 года, и процесс строительства идёт по плану», — так гласит письменное заявление, опубликованное властями 11 февраля.

Между тем министр охраны окружающей среды Турции Идрис Гюллюдже сказал, что в министерство пока не было отправлено никаких документов.

Правительство планирует завершить первый сезон четырехлетнего этапа строительства в 2016 году и надеется, что объект будет полностью готов к эксплуатации в 2018 году.

Отсрочка строительства на 10 месяцев

Хотя министерство имеет право опровергнуть решение суда, аналитики говорят, что задержка может продлиться от 10 месяцев до одного года. Шансы завершения строительства в соответствии с графиком снижаются, поскольку формальная передача стройплощадки будущего проекта ещё не до конца завершена.

Главное управление аэропортов Турции должно было передать в собственность землю в течение 30 дней после того, как консорциум выиграл тендер. Отчёт о начале строительства был подписан 19 ноября 2013 года, но возникли проблемы с шахтами, все еще действующими там, и с владельцами земли, которую должны были у них конфисковать.

Официальные представители, знакомые с настоящим делом, заявили, что решение суда не будет иметь финансовых последствий для консорциума, так как проект ещё не достиг стадии строительства. По информации СМИ, на данном этапе проект еще не одобрен и процесс ÇED не завершен, поэтому иностранных инвесторов найти невозможно. Также стоит отметить, что переговоры консорциума с местными банками о повышении займа с 2 млрд долларов до 2,5 млрд увенчались успехом.

Негативные моменты в ходе проекта возникли и по другой причине. Руководители компаний консорциума вошли в число сорока одного подозреваемого во второй волне расследования коррупционного дела. Глава компании Limak Нихат Ездемир, руководители компании Kalyon Орхан Джемаль Кальёнджу, Омер Фарук Кальёнджу и член правления Kolin Джелаль Кологлу попали в список тех, кого обвиняли по делу взяточничества и коррупции.

Расследование их причастности к громкому делу так ничем и не кончилось, и аресты, несмотря на выданные ордеры, так и не были осуществлены, после того как прокурор Муаммер Аккаш в суде публично заявил, что его отстранили от дела.

Поскольку область, где намечено строительство нового аэропорта, является одной из самых зеленых частей Стамбула, проект привел большую часть общества в негодование. В отчёте ÇED говорилось, что приблизительно 658 тыс. деревьев из 2,5 млн будут вырублены, однако почти 1,9 млн деревьев, по обещанию проектировщиков, будет перемещено на новое место.