Весело, весело встретим первый класс | Специалист-психолог рассказал, как играючи подготовить ребенка к школе

65

Для тех, кто в будущем году впервые сядет за парту, начинается нелегкое время.

Подготовка к школе — дело ответственное, и лучше начинать этот процесс постепенно, заранее. А чтобы вашему дошкольнику было легче, готовить его нужно играючи.

О развивающих играх для дошколят корреспонденту «МК» рассказала начальник аналитического отдела Центра игры и игрушки при МГППУ Наталья Матушкина.

— Для дошкольника очень важно научиться контролировать свои действия. Например, сидеть на уроке, выполнять задания учителя. Если эта способность не развита, то чадо не сможет усвоить материал, слышать и слушать педагога. Это происходит потому, что все силы уходят на то, чтобы просто усидеть на месте. Именно поэтому навык нужно развивать. Самый лучший способ это сделать — игра в развивающие специализированные игрушки, — говорит психолог.

Кроме того, немаловажным является оптимальный выбор момента поступления в школу. Важно не передержать и не отдать слишком рано. По словам специалиста, в том случае, если ребенок рано пошел в школу, у него может нарушиться мотивация к учебе. А это грозит полным отсутствием интереса к процессу получения каких-либо знаний. Поэтому дошкольника лучше не перегружать заданиями, занятиями, чтением и выведением букв и цифр перед учебным заведением. Обучающий процесс для ребенка будет слишком неинтересным и трудным, а школа будет ассоциироваться с чем-то негативным и принудительным.

— Познавательная мотивация формируется тоже в игре. Когда ребенок во что-то играет, ему очень часто недостает знаний. Отсюда и возникает потребность эти сведения получить в школе. А если у него это желание не оформилось, если он не наигрался, не может усидеть на месте, то лучше подождать и отвести его в учебное заведение на следующий год, — советует Наталья.

Игра по правилам

Все игрушки, подготавливающие ребенка к школе, разделяются на два основных вида — игры с правилами и сюжетные. Первые в большей степени развивают способность контролировать собственные действия, вторые влияют на все психические функции.

— Само наличие правил — это уже развитие. Ребенку очень трудно следовать каким-то предписаниям и не делать то, что он хочет. Так, например, в командной игре каждому ребенку необходимо соблюдать очередность, смотреть на указания, сдерживать себя и свое желание сделать что-то не по правилам. Когда все это соблюдается, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, находить общий язык, следить за общим развитием игры, — рассказывает Матушкина.

Такие игры можно давать ребенку даже в 3–4 года. К ним относятся разные «бродилки» с использованием кубика, масштабные карты или разрисованные игровые поля с этапами. Малыш будет понимать и включаться в процесс. К играм с правилами относятся также подвижные, вербальные, настольные развлечения и игры на скорость.

— Подвижные — это футбол, волейбол, вышибала. Игра «Съедобное — несъедобное», когда дети стоят в кругу и отбивают мяч в том случае, если названный ведущим продукт нельзя съесть. Или вербальные игры, когда помимо произвольности тренируется речь. Например, игра «Да, нет не говорить, черное, белое не называть», когда дети по очереди формулируют вопросы и отвечают на них, не озвучивая самый очевидный ответ, а ищут нестандартное решение, — рассказывает психолог.

Настольные игры — тоже хорошее подспорье для развития малыша. Самые известные из них — это, пожалуй, шахматы или шашки. Хотя они предназначены для более старшего возраста. Но есть и облегченные альтернативы. По словам специалиста, такие игрушки развивают стратегическое мышление, способность поставить себя на место противника.

Однако при огромном выборе на прилавках в магазинах родителям стоит осмотрительнее выбирать игрушки для своих детей. Не все они подходят для того возраста, который оговаривается на упаковке.

— Конечно, нужно посмотреть на качество исполнения. Бывают такие игры, где основное поле перегружено огромным количеством рисунков, ссылок, заданий. Для дошкольника это слишком сложно. На момент игры ребенок должен удерживать все правила в голове, а если их слишком много, то это трудно сделать. Внимание рассеивается. Положительного результата нет, — обращает внимание Наталья.

Сюжетная выдумка

Сюжетные игры влияют более комплексно на будущего школьника. Они задействуют все психические функции — память, мышление, речь, воображение и многое другое.

— Сюжетная игра строится на замыслах, воображении самого ребенка. Он возводит из подручных предметов свой собственный мир. Ему в этом можно немножко помочь. Например, дать какие-то материалы, модули, быть может, коробки, ткани, отдельные предметы — сабли, красные шапочки, короны или что-то другое, — советует специалист.

Играя, ребенок перевоплощается, подчиняя свою роль определенным правилам. Становясь доктором, он изучает окружающий мир под этим углом, сам обустраивает его, узнает тонкости, выделяет главное и второстепенное.

— Сюжетные игры очень важны для развития символической функции. Это очень сложный момент для понимая ребенком, поскольку связан уже со взрослым миропониманием. Символами, в свою очередь, являются буквы и цифры. А в игре это происходит само собой, когда карандаш превращается в градусник, а лошадью оказывается большая палка с намотанной на конце тканью, — рассказывает Матушкина.

Как уточняет специалист, немаловажен момент, когда ребенок создает что-то своими руками. Поэтому нужно уделять время рисованию, лепке, вышиванию или чему-то аналогичному. Но стоит учесть, что для малыша цель создания любого предмета — игра, поэтому важно, чтобы созданный им герой вписывался в последующую историю.

— В детских садах этот момент плохо представлен. Довольно часто результаты лепки просто выставляются на обозрение родителям. А для ребенка показательный момент незначителен, для него важно практическое назначение — поиграть, — обращает внимание психолог.

Хорошо на детском сознании сказывается потребность озвучивать персонаж. Поэтому можно дополнительно стимулировать речевые возможности вашего чада. Как советует специалист, можно давать рифмовать слова, писать четверостишия или пускать по кругу среди сверстников одно стихотворение, чтобы каждый последующий дописывал по смыслу строку.

— Такие упражнения развивают ритмическое чувство, речь. Дети учатся соблюдать размер, улавливать смысл. Они смогут лучше понимать поэзию других авторов, потому что смогут встать на их место, — дает совет Наталья Матушкина.

Ольга Рахимджанова, Московский Комсомолец
Tеги: Россия