Прототип первого турецкого вертолета

106

Совсем немного времени осталось до полёта опытного прототипа первого турецкого вертолёта ARIKOPTER.

Проект вертолёта был разработан в Техническом университете Стамбула при поддержке Организации государственного планирования, производством машины занималось ОАО Турецкая авиационная и космическая промышленность (TUSAŞ).

Долгое время за закрытыми дверями объектов TAİ продолжалось его создание, и вот, наконец, вскоре в свой первый полёт отправится первый турецкий вертолёт. 

Строительство первого турецкого вертолёта ARIKOPTER находится на последней стадии. Детали одного из важнейших проектов Турции держались в тайне. Чтобы узнать, как протекают работы по проекту, ректор Технического университета Стамбула профессор, доктор Мухаммед Шахин и советник Организации государственного планирования Кемаль Маденоглу на днях посетили объекты ОАО Турецкая космическо-авиационная промышленность (TAİ). Во время визита, в котором также принимали участие академики из Технического университета и специалисты из Организации государственного планирования, генеральный директор TUSAS Мухаррем Дёрткащлы рассказал о ведущейся в компании работе. Руководитель отдела проектов Центра конструирования и совершенствования пропеллерных авиамашин профессор, доктор Темель Белек и заместитель руководителя проектов профессор, доктор Алим Рюстем Аслан также рассказали о завершающем этапе проекта.

Ректор Технического университета Стамбула профессор, доктор Мухаммед Шахин отметил, что цель проекта заключается в том, чтобы сконструировать оригинальный летательный аппарат и увидеть, как он будет функционировать в подконтрольных условиях: «Так как в Турции нет вспомогательной отрасли промышленности, некоторые компоненты были произведены при сотрудничестве с зарубежными фирмами, но всё конструирование, включая пропеллерную систему, чертежи и производство являются оригинальными и принадлежат нам. Кроме того, чтобы провести испытания пропеллера данного вертолёта, мы сами изготовили необходимый тестовый стенд».

После выступлений инженеры в деталях рассказали гостям о ходе работ. Проект авиационного исследования, развития и реализации Организации государственного планирования был начат в 2002 году Техническим университетом Стамбула, и планируется, что он будет завершён в ближайший год. В TUSAS продолжается интеграция в корпус вертолёта главных и вспомогательных систем. Тестирование вертолёта на трансмиссию будет проведено в ближайший месяц в Стамбуле. Чтобы вертолёт, на который Организация государственного планирования выделила 20 миллионов долларов, стал коммерческим продуктом, необходимо получить международный сертификат. После прохождения сертификации вертолет может быть использован в различных областях: образование, здравоохранение, СМИ, политика и бизнес. 

Экипаж вертолёта состоит из двух пилотов. Машина может перевозить до шести пассажиров. Диаметр винта 11 метров, вес вертолёта 2 тонны. В конструировании и производстве принимали участие TAİ/TUSAS, ASELSAN, 5ABM, DEMETEK, PETEKSAN, а также зарубежные фирмы Turbomeca, Triumph, MVEN и AVIA.