Tрадиционные и «новые СМИ» будут жить бок о бок

65

На международном форуме «СМИ будущего», проведенном в столице России - Москве, участники активно обсуждали традиционные, в так же «новые СМИ», в которых не последнюю роль  играют социальные сети, интернет и другие подобные средства коммуникации.

На форуме, устроенном в связи с семидесятилетием новостного агентства РИА Новости, говоря о том, что традиционные и новые СМИ будут продолжать сосуществовать, специалисты обратили внимание на то, что новые процессы, определяемые как «революция в СМИ», вызывают много вопросов с точки зрения достоверности информации. На форуме, где новых вопросов задавалось больше, чем давалось ответов, неоднократно подчеркивалось, что эра «гражданских СМИ», развившихся в условиях сочетания профессиональной журналистики с социальными сетями и виртуальным миром, уже началась и вернуть все назад невозможно. 

В своем выступлении на форуме генеральный директор новостного агентства Cihan, являющегося одним из партнеров РИА Новости, Абдульхамит Билиджи сказал, что лучшим примером разницы между востоком и западом во взглядах на проблему устаревания традиционных СМИ является то, что недавно газета «Zaman» вышла миллионным тиражом. Билиджи, назвавший револицию, переживаемую средствами массовой информации, «мягкой революцией», сказал: «В мировом масштабе из 25 новостных порталов с самым высоким рейтингом только один из них не является традиционным. Разность тенденций в отношении к традиционным и новым средствам массовой информации демонстрирует разницу, существующую между западом и востоком. В то время как в США печатное издание переживает потерю в шесть процентов читателей, в Индии в 2000-2008 годах число читателей, составляющее 126 миллионов, выросло до 207 миллионов в 2008 году. Газеты, которые в 2000 году выходили в Турции 4 миллионным тиражом, в 2011 году продают примерно 5 миллионов экземпляров».

Отметив, что с момента изобретения телефона до того, как им стали пользоваться 50 миллионов человек, прошло 72 года, Билиджи привел следующее сравнение: «Для того, чтобы достичь того же количества пользователей, радио потребовалось 38 лет, телевиде6нию – 30, а iРad – 3 года. Таким образом, мы видим, что iРad достать легче всего. Это революционная сторона развития. Это часть нашей жизни. Я считаю, что эти данные очень важны, когда мы рассматриваем вопрос о том, умирают ли вместе с рождением новых СМИ традиционные средства массовой информации».

Напоминая, что доля рекламы в интернете с 2,6 процентов в 2006 году сегодня выросла до 7 процентов, Билиджи сказал, что прогресс есть, но этот процесс нельзя оценивать как революционный. По его мнению, традиционные СМИ и новые средства масс-медиа будут продолжать развиваться вместе.

Читатель стал частью новости

Алан Расбриджер, главный редактор газеты The Guardian, в свою очередь, заявил, что средства массовой информации переживают одновременно несколько революций и что характеризовать все эти процессы только как развитие было бы недостаточно. Подчеркнув, что закрывшиеся СМИ не смогли бы удержаться на плаву, Расбриджер сказал: «Мировые масс-медиа сейчас более открытые. Читатель не пассивен, его чувства стали частью новостей. Более открытое участие читателя в коммуникации повышает интерес. В то же время это то, чего хотят рекламодатели. Сейчас появляется разнообразие голосов и мыслей, большая глубина и богатство». По мнению Расбриджера, в масс-медиа важна не только конкуренция, но и сотрудничество, и того, кто это упускает, подстерегают опасности.

Традиционные СМИ как супермаркет

Томас Кент, заместитель главного редактора AP, сказал, что он не разделяет мнения о том, что социальные сети и блоги оставят традиционные средства массовой информации позади. Он заявил: «Иногда говорят, что традиционные масс-медиа доживают свой век, что их теснят твиттер и блоги. Такого никогда не будет. Некоторые люди могут привлекать к себе внимание и интерес в социальных сетях. Они могут написать что угодно, не придавая значения тому, верна ли информация или нет. Но у большого количества людей есть необходимость в нескольких надежных источниках информации. А это уже лежит за границей того, что может предложить твиттер».

Заметив, что эти два подхода будут сосуществовать, и придется находить читателей, Кент подчеркнул, что традиционные средства массовой информации могут оказать большое влияние на новые, особенно в области стандартов новостной журналистики. Кент сравнил профессиональную журналистику с супермаркетами, которые одновременно продают множество товаров: «Вы знаете, что товары, которые вы там приобретете, - свежие и качественные. Для того, чтобы собирать продукцию, мы не ходим на поля». По мнению Кента, профессиональный журналист в отличие от создателя блога не примешивает своих комментариев к новости и предпочитает напрямую связываться с источником, предоставившим информацию.

Блоггеры не смогут занять место профессиональных журналистов

Михаил Котов, главный редактор портала Gazeta.ru, заявил, что «гражданская» журналистика не сможет занять место профессиональной журналистики, что она может существовать только как дополнительный элемент. Он сказал, что они открыли раздел, где россияне смогут записать данные, связанные с ростом цен на бензин, а также свои мысли по этому поводу, и отметил, что многие воспользовались этой возможностью.  По мнению Котова, задача профессионального журналиста – сравнить с этими цифрами официальные данные. 

Заведующая кафедрой журналистики Московского Государственного Университета Вартанова считает, что вместе с плюсами, которые принесла революция, переживаемая масс-медиа, она имела и ряд негативных последствий. Подчеркивая, что информации в новых масс-медиа верить нельзя, Вартанова выразила беспокойство по поводу исчезновения профессии репортера. Вартанова говорит: «Если любой блоггер может это делать, зачем мы учимся этому 4-6 лет?». При этом она отмечает, что интернет и социальные сети внесли большой вклад в развитие демократии в разных странах мира и особенно в России.

Главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк

Сила социальных сетей в арабских революциях

РИА Новости, которые стали преемником Совинформбюро, основанного через несколько дней после нападения нацистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года, отмечают 70-летний юбилей. После расформирования Советского Информационного Бюро (Совинформбюро), которое служило средством советской пропаганды, оно было переформировано в РИА Новости. РИА Новости, превратившиеся в современное международное агентство со своими оранжевым цветом и мультимедийными реформами, издается на 14 языках.

Заведующая изданием РИА Новостей Светлана Миронюк в своей речи на открытии форума сказала, что считает необходимым, чтобы журналист больше вел в диалог с читателем. Миронюк отметила, что социальные сети некоторым образом организуют общество: «Мы пришли к читателю. Наше агентство за последние полгода начало вещание на твиттере (15), на Facebook (20) и В Контакте, на Youtube и  RuTube (10). Мы расширяем вещание на иностранных языках, включая языки Азии и Африки. Мы убеждены, что после арабских революций на Среднем Востоке необходимо проводить активную работу в социальных сетях».

Миронюк, отмечая, что в РИА Новостях число журналистов-неспециалистов увеличилось, сказала: «Сегодня наряду с 500 профессиональными журналистами у нас работают 800 журналистов, не являющихся специалистами. К концу года эта цифра увеличится до пяти тысяч, а через пять лет – до миллиона».

Российско-турецкие связи в области масс-медиа нужно развивать

Генеральный директор новостного агентства Cihan Билиджи поздравил РИА Новости с семидесятилетием и успехом на форуме, в котором приняли участие более 300 человек с разных концов света. Он сказал, что российско-турецкие связи в экономике, политике и некоторых других областях, переживают очень удачный период, и только средства массовой информации в этом отношении немного отстают.

Билиджи, заметившил, что, въезжая в Россию, он пережил шок от того, что визы были отменены: «Я шесть раз приезжал в Россию. Если честно, то меня очень воодушевило то, что я впервые смог проехать в Россию без визы. Я протянул свой паспорт и за десять минут без каких-либо проблем прошел контроль».

Билиджи критически смотрит на отсутствие сотрудничества между масс-медиа, причину которого видит в языковых трудностях и некоторой консервативности обеих сторон. Он призывает: «Мы хотим быть пионерами в этой области. Мы очень довольны нашим партнерством с РИА Новости. И нам нужно еще больше сблизиться как странам-соседям. Мы испытываем  потребность в новых углах зрения. Я рассматриваю этот свой приезд как возможность поближе познакомиться с русскими, российскими СМИ, русской культурой и изменениями, которые произошли в России. Я хотел бы видеть в Турции больше наших российских коллег».