Вслед за Волгой трагедия произошла на Москве-реке

288

Утонуть можно и в луже. Эту горькую истину подтвердила ночная трагедия на Москве-реке, у Воробьевых гор. 

В месте, где глубина реки не превышает 3,5 метра, в паре десятков метров от берега врезался в баржу и пошел ко дну частный катер “Ласточка”. Погибли 9 человек, включая владельца и предположительно главного виновника ЧП. 

Тот факт, что кораблекрушение в Москве произошло спустя всего две недели после кошмарной катастрофы с судном “Булгария” (122 погибших), лишний раз подтверждает: на воде у нас такой же бардак, как и на земле. Почему утонула “Ласточка” и ответит ли за это хоть кто-нибудь — в материале репортеров “МК”.

КАК УТОНУЛА «ЛАСТОЧКА»


ИЗ ДОСЬЕ "МК"
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ АВАРИИ С КАТЕРАМИ В РОССИИ
14 июля 2006 г. — ночью затонул поисково-спасательный катер “Дава” у юго-восточного побережья Камчатки, погибли 5 человек.
16 июля 2007 г. — на Байкале перевернулся прогулочный катер “Амур”, пять человек погибли.
27 августа 2007 г. — пять человек погибли при столкновении двух скоростных катеров на Волге близ Самары недалеко от острова Голодный.
25 июля 2009 г. — пять человек стали жертвами ЧП на воде в Сайгатском заливе Воткинского водохранилища близ города Чайковский (Пермский край), где перевернулся катер с 22 пассажирами на борту.

Участок Москвы-реки у Воробьевых гор по выходным, даже ночью, чрезвычайно оживлен. «В минуту здесь проходят минимум два корабля, — заверяют нас сидящие на Лужнецкой набережной рыбаки. — В основном это теплоходы и катера, реже баржи». Всех желающих приглашают на борт прогулочные корабли на любой столичной пристани.

Именно так, стихийно, вечером 30 июля на причале у Киевского вокзала собралась компания из 16 человек и капитана на борту «Ласточки». Собирались отметить день рождения турецкого подданного Вайза Невзата. Заиграла музыка, хлопнули пробки из бутылок шампанского, и судно с ветерком устремилось вниз по реке.

Трагедия разыгралась около 0.56. На высокой скорости под одобрительные возгласы отдыхающих капитан закладывал лихой вираж примерно в 350 метрах выше по течению от Лужнецкого метромоста. Фактически он попытался пересечь «выделенную» полосу для больших судов. Скорее всего капитан Геннадий Зингер хотел пришвартоваться у пристани «Воробьевы горы», чтобы забрать еще нескольких пассажиров. Однако в темноте (участок, на котором произошла авария, — один из наименее освещенных на всей реке) капитан слишком поздно заметил темную громаду баржи «Ока-5». На огромной скорости катер столкнулся с баржей. По своей беспечности никто из пассажиров злополучного катера не надел спасательный жилет, и в темной воде люди пошли ко дну. На страшный удар в считаные минуты отреагировал экипаж баржи, оценив обстановку, моряки бросились на помощь утопающим. Во многом благодаря их усилиям, а также подоспевшим в течение нескольких минут спасателям (они базируются в 1 км от места происшествия) удалось вытащить из воды 7 человек. Остальных искали до утра, пока около 11 часов водолазы не обнаружили их тела.


Видео очевидца с места происшествия.

 

Выживших доставили на берег, укутали в пледы. Кто-то смотрел вперед немигающим взглядом, кто-то в голос рыдал. «Оставьте их в покое! Вы не видите, люди в глаза смерти посмотрели...» — отгоняли зевак полицейские.

 
 
 

фото: РИА-Новости

 

КАК ЕЕ ДОСТАВАЛИ


МЕЖДУ ТЕМ
В Хабаровском крае возбуждено уголовное дело по факту управления теплоходом лицом, находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения, сообщает Следственный комитет РФ. “Веселый” корабль плыл из Верхней Тамбовки. При подходе к пристани Комсомольска-на-Амуре управление осуществлял первый помощник капитана, в крови которого, по результатам медицинского освидетельствования, обнаружена концентрация алкоголя в размере двух промилле! Другие члены экипажа также находились в состоянии алкогольного опьянения.

Ближе к полудню Воробьевская набережная была забита сотнями зевак. Между телекамер протискивались любопытные, со дна канала еще только поднимали расколовшийся корпус катера.

Утром на набережной появились водолазы. Среди них — знакомые лица, некоторые стали героями недавних материалов о подъеме утонувшей на Волге «Булгарии». Лица сосредоточенны, хмуры. «Вот и получается, что закон парных случаев действует», — мрачно бросает кто-то из МЧСовцев.

Конечно, эта операция не идет ни в какое сравнение с операцией на Куйбышевском водохранилище. Там — довольно большое по речным меркам судно, здесь — маленькая посудина. Там — более десятка трупов в каютах, здесь по состоянию на 17.00 не могли найти только одно тело. Но есть и свои сложности: катер так прочно залез под баржу, что тросы могли не выдержать.

В 14.30 трос сорвался — случилось то, чего опасались. Лебедка подкачала, так что водолазы начали крепить тросы крана. Баржу на всякий случай отогнали подальше.

К 16.00 подготовительные работы были закончены, и в 16.30 изуродованный катер показался на поверхности воды. Сразу же началась откачка воды. Выглядит суденышко жалко. Но и до катастрофы это был явно не фешенебельный прогулочный катер — просто старая калоша типа буксира с надстроенной палубой. Видны смятые доски, куски пленки... Кто только мог добровольно согласиться на речную прогулку на такой развалюхе?

КТО ПОГИБ, КТО ВЫЖИЛ

На катере собрались только близкие друзья. Все молодые люди постоянно общались друг с другом. Возможно, это связано с тем, что многие были земляками: как минимум четверо из них родом из Волгограда.

Трагедия на катере разбила семью: 26-летняя Галя Волынкина не смогла добраться до берега. Погибшая была женой Дмитрия Волынкина, который, судя по френдленте в одной социальной сети, был знаком с остальными пассажирами. В 2006 году Галина закончила питерский университет. По специальности экономист.

 
 
 

Галина Волынкина.

 

29-летний юрист Филипп Зариян, 26-летняя Марина Лютова, 20-летний Сергей Калинин, 31-летняя Елена Стрельцова были земляками — приехали в Москву из Волгограда. Стрельцова закончила Волгоградский государственный университет. Елена профессионально занималась танцами. Буквально за 10 дней до трагедии на своей страничке она написала: «Начинаю новую жизнь без неприятностей! И точка!». Еще один погибший — Имамутдинов Олег. Но, по непроверенным данным, он приехал в Москву из Уфы.

 
 
 

Елена Стрельцова.

 
 
 
 

Марина Лютова.

 

Выжившие 30-летний экономист Дмитрий Овдин и 27-летняя Эмилия Сафонова — также из Волгограда. Дмитрий в 2002 году закончил Волгоградскую академию госслужбы. Среди спасшихся также 27-летняя Екатерина Малышева, 37-летнийДмитрий Бобров, 24-летний Магомед Умхаев. Магомед, или Маха, как он сам себя называет, — фотограф, много снимает, в том числе и для глянцевых журналов.

 
 
 

Дмитрий Овдин.

 
 
 
 

Магомед Умхаев.

 

Сейчас выжившие пассажиры катера не могут отойти от стресса. Как рассказывают спасатели, они молчат или плачут. Скорее всего, с еще двумя пассажирами молодые люди были плохо знакомы, поэтому смогли назвать только их имена.

Также погиб и капитан судна, 50-летний архитектор Геннадий Зингер. У него остались ребенок и гражданская жена. Для него катер был одним из увлечений. Раньше Геннадий долгое время жил в Черногории, там и освоил ремесло судовождения. Лицензию получил семь лет назад. На «Ласточке», восстановленной практически вручную, он катал своих знакомых, среди которых немало художников, режиссеров, артистов. Последняя запись Зингера в Интернете за 9 июля: «Люди стали лучше и добрее».

 
 
 

инфографика: Иван Скрипалев

 

НАСКОЛЬКО ПЕРЕГРУЗИЛИ КАТЕР?

— У меня точь-в-точь такой же 12-метровый стальной бот, — говорит Максим Синицын. — Для него 17 человек — серьезная нагрузка. Вообще на любом маломерном судне по закону могут находиться не более 12 человек, включая экипаж. А в документах может быть еще меньше указано. У меня вот — 8 человек. Я как судоводитель не нарушаю это указание, хотя мог бы взять и разрешенные законом 12. Не делаю я это, потому что при большом числе людей на борту валкость (вероятность переворота) круглоскулого катера заметно увеличивается. Это значит, что сильное течение, порыв ветра могут быть для него губительными. Тому, что катер якобы следовал на очень высокой скорости, — не верьте. «Ласточка», как и мое судно, относится к водоизмещающим и не может идти быстрее 15–20 км/ч, а тем более с таким числом пассажиров.

Как судно могло выйти с таким перегрузом, да еще в центре Москвы? Капитаны уверяют, что это обычное дело. Инспекторы местного ГИМСа если остановят, то могут закрыть глаза на мелкие нарушения. Однако тот же Синицын уверяет, что его недавно «тормознули» и всех пассажиров на борту пересчитали. Но это случилось один раз за последние два года. Известно уже, что самого Зингера за превышение допустимой нормы пассажиров штрафовали, да и не раз. Только за этот год владелец затонувшего катера, по словам замглавы МЧС РФ Александр Чуприяна, привлекался за административные правонарушения трижды. В последний раз это было в июле. Впрочем, наказание по статье 11.10 Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах») более чем скромное — до 500 рублей.

 
 
 

фото: РИА-Новости

 

КТО НА КОГО НАЕХАЛ?

— Рязанская «Ока-5» была на ходу, — убеждены эксперты в области речного судовождения. — В этом месте вообще негде ни остановиться, ни пришвартоваться барже. Посмотрите на карту: вот место происшествия рядом с буем «40» — глубины здесь небольшие, 3-метровая — только по оси судового хода. Но там баржа не могла быть пришвартована к пассажирскому причалу, а у гранитной набережной нет швартовых приспособлений. В пользу того, что баржа была на полном ходу, говорит и то, что катер под нее прямо подмяло. Такое может быть только при движении. И сама баржа в этой ситуации совершенно ни при чем. Катер как маломерное судно по всем правилам должен был пересекать судовой ход по кратчайшей дистанции, перпендикулярно, и не создавать помех движению «больших» судов. То есть пересекать судовой ход перед двигающимся судном нельзя. Более того, при таких маневрах даже большие суда связываются по рации и согласуют свои действия. Так что капитан катера нарушил все что только можно. А капитан баржи быстро затормозить при всем желании не смог бы.

Впрочем, не все владельцы катеров и яхт согласны с этим. Некоторые уверяют, что капитаны больших судов зачастую принципиально не выходят на связь. Что в Центральном регионе это уже стало традицией. И что вообще ведут себя на воде вызывающе — их ведь инспекторы ГИМС остановить для проверки не имеют права, а водная полиция и судоходная инспекция (Ространснадзора) на реках появляется крайне редко.

— Экипажи у нас сокращены до минимума, на вахте часто дежурят пьяные, — признается один из работников, плавающих на барже.

КАК КАТЕР УПЛЫЛ НА ЧУКОТКУ?


КСТАТИ
Из проверенных в Московском регионе после трагедии “Булгарии” пассажирских теплоходов лишь 30% соответствовали предъявляемым требованиям. Проверка показала, что на судах зачастую отсутствуют действующие лоцманские карты, достаточное количество спасательных средств (спасательных жилетов и кругов), не имеется сигнальных ракет и фальшфейеров в шлюпках, не соблюдаются нормы противопожарной безопасности. Установлены запреты на выход в рейс теплоходов: “Александр Свирский”, “Ф.И.Панферов”, “Аврора-1”, “Христина”, “Маэстро”, “Рылеев”, “М.В.Зайцев”, “Ракета-246”.

По результатам проверки Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте возбуждено 27 дел об административных правонарушениях, в адрес судовладельцев внесено 10 представлений.

По словам источника в Минтрансе, изначально владелец катера пытался зарегистрировать его в Москве. Но неудачно. Инспекторы столичного ГИМС нашли какие-то нарушения, придрались к мелочам и госномер не выдали. Однако уже через несколько недель катер был зарегистрирован на Чукотке. И не факт, что владелец устранил к этому времени все нарушения.

— Это обычное дело, — говорят эксперты. — 12-метровый катер можно перевезти на трейлере в любую точку страны и пройти техосмотр по месту жительства владельца. При этом у человека там, понятно, связей больше, да и вообще договориться в регионе легче. По Москве-реке чуть ли не половина катеров ходят именно не местные.

КАК БОРОТЬСЯ С «МАЛОМЕРЩИКАМИ»?

Сегодня все катера, яхты и прочие маломерные суда регистрируются в двух структурах — ГИМСе и Ространснадзоре. Если они стоят на учете в первом, то им присваивается буква Р (как в случае с затонувшим судном), если во втором — М. Первых называют маломерщиками, вторых — регистровыми. И контролируются они, соответственно, двумя совершенно разными структурами.

— Это большая проблема для всех нас, — уверен50-летний капитан одного из московских катеров. — Надо на реке делать единый орган по управлению движением и контролем за ним. Чтобы хоть как-то отлавливать алкашей и отмороженных. А их полно как среди регистровых судоводителей, так и маломерщиков. К тому же и само разделение на маломерщиков и «настоящие» суда давно себя изжило. Представьте, что на дороге было бы два разных вида правил и две дорожные инспекции — для грузовых и для легковых машин. А на реке сейчас все именно так. Получается, у семи нянек дитя без глазу.

Кстати, спор о том, мог ли катер заниматься коммерческими перевозками, неразрешимый из-за противоречий в законе. С одной стороны, суда, поднадзорные ГИМС, считаются прогулочными и не предназначены для коммерческого использования. С другой стороны, ни в каких правилах не запрещено ни сдавать их в аренду, ни передавать в залог, ни вообще делать что угодно. Поскольку они — частная собственность.

На Москве-реке затонул прогулочный катер: 8 погибших

     

На Москве-реке затонул прогулочный катер: 8 погибших (25 фото)

ДЕЛО ДО СУДА НЕ ДОЙДЕТ?

По факту крушения прогулочного судна в воскресенье было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»).

Затонувшее судно было зарегистрировано в Государственной инспекции по маломерным судам по Чукотскому автономному округу, но технический осмотр проходило в Москве. Уже выяснилось, что разрешение было дано на эксплуатацию катера не более чем с 12 пассажирами.

У следствия есть три версии: отказ оборудования того или иного судна, техническая неисправность. Это так называемый человеческий фактор, то есть нарушение правил движения водного транспорта со стороны капитана баржи либо катера. Ну, и, соответственно, техническое его состояние«, — сказал он.

Тем не менее, поскольку приоритетной считается версия о том, что в столкновении виноват погибший капитан и владелец затонувшего катера Геннадий Зингер, уголовное дело скорее всего будет закрыто в связи со смертью виновника аварии. Напомним, что по недавнему решению Конституционного суда это возможно, только если родственники виновника не будут против. Если же они посчитают, что при закрытии дела их права ущемлены, то тогда виновность будет устанавливаться уже в суде.

Московский Комсомолец