Турецкий театр теряет талантливых актеров из-за телевидения

155

Турецкий актер Генджо Эркал играет на сцене в пьесе «Nereye Gidiyoruz»(Куда мы катимся) в Адане. Зрители почти никогда не видят заслуженного драматического актера Геднджо Эркала по телевизору. 

Возможно, это происходит потому, что Эркал обеспокоен тем, что телеиндустрия делает с традициями актерского мастерства, и в особенности — с театром, откуда оно «ворует» талантливых актеров.

«Увеличение количества турецких телесериалов оказывает огромное влияние на театр» - говорит Эркал. «Большинство театральных актеров, даже если у них пока нет работы, не хотят заключать договора с частными театрами из страха упустить возможность сняться в телесериале, если им предложат роль, так как тогда они будут связаны обязательствами с театральной компанией. И это приводит к большим трудностям для таких компаний, как наша» - объяснил репортерам Эркал на прошлой неделе.

В пятницу Эркал дал интервью в Адане, где он и его компания собираются ставить «Nereye Gidiyoruz (Azizlikler)» - сатирическую пьесу, которая представляет собой адаптированные для сцены короткие рассказы, эссе и пьесы Азиза Несина. Эта постановка увидит свет в рамках 13го  Аданского фестиваля государственных театров — Международного театрального фестиваля Сабанджы. Пьеса предлагает вниманию зрителя панораму современной Турции, нарисованную в сатирической манере Несина.

Проведя 52 года на сцене, 73-летний Эркал является одним из самых старых актеров Турции, при этом в сезон он до сих пор активно гастролирует по стране с меняющимся репертуаром. «Меня заставляет двигаться любовь к театру; эта страсть дает мне энергию, я буду продолжать заниматься театром так долго, как только смогу,» -  говорит актер, выучившийся всему самостоятельно. Кроме того Эркал также много лет работает в качестве театрального режиссера, драматурга, сценариста и переводчика.

По мнению Эркала в Турции много талантливых актеров, но они попусту растрачивают свои способности, работая только на телевидении. «В театральном искусстве настоящее место действия — это сцена, я смотрю на всех этих талантливых актеров и говорю: «Эти люди должны быть на сцене, они должны играть в пьесе!». Жаль, что они приговорили себя к работе на телевидении», - рассказал он.

Эркал считает, что золотой век турецкий театр переживал в 1960-70ых годах, когда телевидения не было или, по крайней мере, оно не было главным средством развлечения, как сейчас. «Более того, театр был самым популярным из всех исполнительских видов искусства. И с точки зрения социологии это было гораздо более эффективно. Мы жили в золотой век театра в Турции… Как бы то ни было, за последние несколько лет вновь  появился интерес к политически ориентированному театру — такому, как наш. Мы снова привлекаем молодежь», - добавил Эркал.

Эркал и его компания, действующая уже много лет - театр Dostlar — наиболее известны постановками классических пьес разных стран мира и драм, а Эркал прославился также постановкой пьес для одного актера. В 2007 году они поставили документальную пьесу под названием «Sivas'93», которая описывала события, развернувшиеся в отеле Мадымак в 1993 году, когда десятки интеллигентов алевитов и артистов погибли после того, как отель был подожжен религиозными фанатиками. Недавно Эркал поставил спектакль о жизни Карла Маркса, «Marks'ın Dönüşü»(Возвращение Маркса), представляющий собой турецкую адаптацию знаменитой пьесы для одного актера, принадлежащей перу американского историка и писателя Говарда Зинна «Маркс в Сохо».

Эркал отмечает, что проблема телевидения, которое «ворует» талантливых театральных актеров — это лишь одна из множества проблем, с которыми сталкиваются частные театры в Турции. «Наиболее серьезная из наших проблем — это нехватка театров. В Стамбуле у нас не хватает приличных театральных сцен, где можно ставить спектакли. То, что мы не можем найти актеров — это другая проблема».