Стамбул мог бы украшать мост от гениального Леонардо

130

Далекий 16-й век, самое его начало. Всего 50 лет назад османами покорен Константинополь и сын завоевателя – Баязид 2-й, отвлекшись от бесконечных войн, решает внести свою лепту в улучшение новообретенной столицы империи, и объявляет конкурс на лучший проект моста через пролив Золотой Рог.

И вот все величайшие умы трудятся над тем, чтобы соединить Стамбул и его тогдашнее предместье – Галату. Среди этих умов оказывается и такой гений, как Леонардо да Винчи. Поговаривают, что Микеланджело тоже прислал свой проект, но достоверной информации об этом мне найти не удалось.

Вернемся к да Винчи. Он пишет султану: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Оригинал этого письма был обнаружен сравнительно недавно и сейчас храниться в архиве дворца Топкапы. Кстати, это письмо является интересным и уникальным в своем роде еще вот почему – оно написано не на родном для Леонардо итальянском, а на смеси арабского, османского и персидского. Некоторые исследователи считают, что мать великого флорентийца была рабыней, предположительно привезенной из той же Малой Азии.

Мост, спроектированный да Винчи должен был стать огромным сооружением, для того, чтобы под ним могли проходить суда. В записной книжке Леонардо есть такая запись: «Мост из Перы в Константинополь шириною 40 локтей, высотою от воды 70 локтей, длиною 600 локтей, т. е. 400 над морем и 200 на суше; он образует сам собою свои устои». Переводим «локти» в метры и получаем абсолютно нереальные по тем временам цифры – почти 24 в ширину, высота около 41, длина - 350, из которых 233 над водой. Представить такое грандиозное сооружение в далекие 1500-е абсолютно невозможно! Если бы проект был претворен в жизнь, то он стал бы самым длинным мостом в своем веке.

Но Леонардо и в этом опередил свое время и, несмотря на то, что да Винчи сам лично предлагал приехать в Стамбул и руководить возведением моста, что вполне могло бы стоить ему жизни в случае неудачи, проект завернули, как нереальный к исполнению.

В 2001 году, недалеко от Осло, мост по проекту Леонардо все-таки был построен. Его называют «Моно Лизой» мостов. Это первое произведение да Винчи, которое было реализовано не в виде макета, а в натуральную величину, правда в несколько меньшем масштабе – возведенный мост имеет длину 108 метров.

Норвежский мост абсолютно идентичен по конструкции тому самому проекту Леонардо. Единственная разница лишь в том, что флорентиец задумывал свой мост из камня, а норвежский художник Вербьорн Санд, проектирующий мост по эскизу да Винчи, повторил его из дерева, так как каменный мост встал бы в копеечку норвежскому дорожному ведомству.

А мост через Золотой Рог в итоге так и не был возведен до 1845 года.

фото: napoligato. Fredrik Drevon

Юстасия Щурова, Анталья, МК-Турция