Superjet-100 не вернулся с демонстрационного полета в Индонезии

52

Самолета Sukhoi SuperJet-100врезался в вертикальный склон горы Салак, часть фрагментов осталась на склоне, часть упала вниз.

«Демополет должен был продлиться 30 минут. Его нет уже 3 часа», — 9 мая внимание интернет-пользователей было приковано к микроблогу известного путешественника и блогера Сергея Доли, сообщившего о том, что в Индонезии с радаров пропал российский самолет Superjet-100. «Пока ничего не происходит. Все на нервах. Руки дрожат»...

Что стало причиной исчезновения самолета неясно, а авиавласти Индонезии не исключили даже версию захвата российского Superjet-100. По данным информагентств, «Суперджет» незадолго до потери связи запросил разрешение на снижение с высоты 3 тыс. метров до 1800 м. Получив разрешение, лайнер стал поворачивать направо и снижаться. В том месте находится гора высотой около 1900 метров. После этого самолет пропал с экранов радаров, и связь с ним была потеряна. Самолет пропал примерно в 60 км от аэропорта.

— С экранов радаров самолет, действительно, пропал и это произошло уже довольно давно. Но мы пока не можем говорить слова: «люди погибли» и «самолет разбился». Нам это еще неизвестно. Мы надеемся, что он совершил аварийную посадку. Есть надежда на то, что он экстренно сел, — заявил «МК» собеседник в Росавиации и подчеркнул: «Наверняка сейчас посыпятся обвинения в адрес нашего самого современного самолета, но делать это пока очень рано. Сначала нужно выяснить все обстоятельства случившегося — то как происходило управление местными авиаслужбами, метеообстановку, техническую подготовку и другие условия. И только сопоставив все это, можно будет делать какие-то выводы. Разбившийся самолет принадлежал компании-производителю „Сухой“, фирме-покупателю он еще не был передан, это был экспериментальный полет».

Самолет пилотировал российский экипаж, на борту находились представители индонезийских авиакомпаний, а также граждане других стран.

«Из наших на борту экипаж 6 человек и 2 сотрудника Сухого из Москвы», — сообщает в своем «Твиттере» Сергей Доля, путешествующий с российской делегацией компании «Гражданские самолеты Сухого», которая разработала и производит самолет. — «Сверяют списки. Пилоты Яблонцев и Кочетков».

Ранее сообщалось, что самолет SSJ-100 во время азиатского демонстрационного турне пилотируется экипажем в составе командира корабля старшего летчика-испытателя Александра Яблонцева и второго пилота летчика-испытателя Александра Кочеткова. Также на борту находились полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса Николай Мартыщенко, директор по продажам компании «Гражданские самолеты Сухого» Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

Российский авиалайнер SSJ-100 прибыл в индонезийскую столицу Джакарта 9 мая в рамках беспрецедентного демонстрационного тура по шести странам Азии, во время которого он должен был по воздуху преодолеть 15510 км. До этого самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали представителям правительственных и военных кругов этих государств. После Индонезии было запланировано посещение еще двух азиатских стран: Лаоса и Вьетнама.


В Астане на борту самолета лично побывал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В Пакистане лайнер осмотрели несколько министров. А одна из пакистанских авиакомпаний заявила о намерении купить восемь «Суперджетов». И в Мьянме (бывш. Бирма) выразили заинтересованность в приобретении двух Superjet-100 со сроком поставки в 2013 году. После того, как из Мьянмы самолет направился в Джакарту, он впервые пересек экватор. В Индонезии Superjet-100 ранее совершил два получасовых показательных полета. Во время одного из этих полетов на борту самолета побывали новые потенциальные заказчики — представители индонезийских авиакомпаний Batavia, Pelita, Air Aviastar, Sriwijaya Air. Третий полет оказался роковым...

* * *

Из досье «МК»: Superjet-100 — региональный 98-местный самолет нового поколения, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» совместно с итальянской Alenia Aermacchi. Крейсерская высота — 12 200 метров. Дальность полета для базовой версии — 3048 км, для версии с увеличенной дальностью — 4578 км. Первый полет состоялся 19 мая 2008 г. Основным заказчиком SSJ-100 является «Аэрофлот», который планирует приобрести около 30 таких самолетов.

* * *

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:

Константин МАКИЕНКО, эксперт Центра анализа стратегий и технологий:

— Это первый постсоветский самолет, проект 2002 года. Проект достаточно амбициозный — планировалось, что до 70% машин будет продано на зарубежный рынок. Реализуется проект с участием иностранных фирм. До тех пор, пока не будет полной информации и заключения о причинах авиакатастрофы, нет смысла говорить о том, насколько это серьезная потеря для России, в том числе имиджевая.

Анатолий КНЫШОВ, летчик-испытатель судов отечественного производства, Герой России:

— Я хочу подчеркнуть, что любой полет, который выполняется за рубежом, готовится в России и экипаж берется наиболее опытный. По поводу произошедшего я сейчас могу только высказать какие-то свои предположения. Первое: Джакарта — горный район с наличием грозовой деятельности. Возможно, это как-то повлияло на показания приборов. Второе: «Суперджет» — это новая российская разработка специально для региональных полетов. У самолета нет штурвала, там используется джойстик, как на А-320, управление машиной электрическое. Раньше компания-производитель использовала джойстик только для истребителей, где особые перегрузки. А для пилотов пассажирских самолетов это непривычно. Ведь что получается? Пилот, сидящий справа управляет одной рукой, а пилот, сидящий слева — другой. Нужно переучиваться. Мало того, если взять авиакатастрофу Airbus под Сочи, то там выяснилось то, что в случае управления джойстиком одним пилотом, второй не может исправить его ошибку. Если джойстики будут направлены в противоположном направлении, программа тупеет и не знает что делать, а самолет остается без управления. Если в «Суперджете» заложена та же идея, то могло оказаться что один из пилотов, который взял управление на себя, мог не справиться с ним.

Владимир КАРНОЗОВ, представитель журнала «Flight Global»

— Пока объективных данных об авиакатастрофе нет, но есть информация, что в районе полета было облачно и это местность, где много гор. Также известно, что незадолго до исчезновения самолета с радара экипаж попросил снижения на более низкий эшелон. В условиях плохой погоды возможно, что он мог столкнуться с каким-то препятствием. Этот самолет летает, как минимум 4 года. Естественно, что перед отправкой он прошел все необходимые проверки. Вылетел из Москвы он 2 мая — и говорить о том, что там могли быть какие-то фатальные изменения в состоянии, нет никаких оснований. Пока нет никаких объективных данных, из-за самого факта исчезновения самолета нет никаких оснований ставить вопрос о том, чтобы снять эту машину с коммерческих полетов.