Минтранс предлагает отбирать алкоголь из duty free на борту самолета

123

Министерство транспорта разработало ряд поправок в Воздушный кодекс, наиболее резонансной из которых оказалось предложение отбирать у пассажиров на время полета все спиртные напитки, в том числе купленные в магазинах duty free и непосредственно на борту самолета.

«МК» связался с одним из старших бортпроводников крупнейшего отечественного авиаперевозчика, который на условиях анонимности рассказал, почему инициатива Минтранса обречена на провал.

— Действительно ли пьяные пассажиры являются большой проблемой на борту?

— Конечно, это проблема. Люди не понимают, что на высоте алкоголь действует на организм совершенно по-другому, чем на земле, поэтому «проверенная опытом» доза спиртного может привести к неожиданным последствиям. Никакой снисходительности к любителям откупорить бутылку из duty free на борту мы не проявляем, но они мастерски научились прятаться от нас. А потом начинают буянить и дебоширить — иногда даже приходится экстренно сажать самолет, чтобы избавиться от таких пассажиров.

— Как вы считаете, меры, предложенные Минтрансом, смогут изменить ситуацию?

— Нет, конечно. А каким образом, спрашивается, мы должны понять, кто из пассажиров проносит с собой в ручной клади пакеты из duty free? Обыскивать мы не можем, таких полномочий у нас нет. А если ставить еще один кордон из рамок и ленты со сканером непосредственно на входе на посадку, то заполняться самолет будет минимум на час дольше обычного. И потом, я не могу себе представить, где конкретно на борту можно разместить 50 пакетов с бутылками, чтобы они не побились в течение полета. И кто за ними будет следить?

— Ну, можно, например, наладить следующую схему: все покупки из duty free прямо с кассы попадают на борт? Ведь у каждого пассажира перед тем, как пробивать товар, спрашивают посадочный талон, соответственно, понятно, на каком рейсе он летит.

— И кто этим, по-вашему, будет заниматься? Специально нанятые аккуратные грузчики? Да и потом, представьте себе, насколько подорожает вся продукция из duty free после введения таких правил.

— Но если вы говорите, что пьющие на борту пассажиры — это все-таки проблема, как же ее тогда решать?

— Как минимум поднимать штрафы. И упросить процедуру их «вручения». Сейчас самое страшное наказание для неадекватных пассажиров — это 1500 рублей. Но, чтобы выписать штраф на такую сумму, нужно сначала вызывать полицию, а потом еще заполнить кучу бумаг, объясняя, почему для решения ситуации были привлечены сотрудники правоохранительных органов. То есть нужно указать, что пассажир угрожал или пытался нанести ущерб оборудованию или другим людям, и это еще должны подтвердить два свидетеля. В итоге вся бумажная волокита ложится на бортпроводников — сами понимаете, возиться с ней после рейса никому не хочется. Да, была идея ввести «черные списки» для пассажиров, что тоже могло бы решить проблему. Но инициатива эта осталась только на словах почему-то.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Александра СОКОЛОВА, руководителя Межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты РФ:

— Сама идея запретить проносить в пассажирский салон самолета алкоголь, даже купленный в duty free, рациональна. Главное, чтобы все аэропорты тщательно проработали систему сбора и выдачи алкогольной тары. То есть такая процедура должна происходить крайне быстро, чтобы не задерживать время отправки самолета. Кстати, нечто подобное есть в аэропорту Вашингтона. Там вы оплачиваете алкоголь в duty free, но с прилавка его не выдают. Вы получаете номер своего заказа, а потом вас ждет специальный служащий, который выдает весь алкоголь в запечатанном виде, прямо перед трапом. Если можно предоставлять такую услугу, то аэропорты без особых затруднений смогут и передавать алкоголь из магазинов в специальные отсеки самолета. А потом уже выдавать на руки пассажирам.

Это лучше, чем повышать штрафы за буйное поведение. Все знают: пьяному море по колено. И если он решит дебоширить, никакие штрафы его уже не остановят.

Предложение Минтранса, безусловно, позволит сократить число пьяных в самолетах. Ведь на каждом рейсе всегда наберется 2—3 урода, которые держат в напряжении остальных пассажиров. А возможности напиться у туристов станет меньше. Представьте: в самолете 200 человек, а на них всего 2 стюардессы. Сначала им надо разнести соки — это занимает минут 20. Потом еду — еще сорок минут. Затем всю посуду еще надо собрать. Да еще полчаса при взлете и посадке ходить по самолету нельзя. Получается, при среднем рейсе (примерно 3 часа в воздухе) заказать всяческие напитки в самом самолете, чтобы напиться, нельзя.

Что касается предложения разрешить сотрудникам безопасности применять физическую силу к буйным пассажирам — это также положительный момент. Как еще утихомирить пьяного хулигана?