В России появился новый вид просветительской деятельности

20

Точнее, возродился старый — чтение публичных лекций ведущими вузовскими профессорами.

В рамках «зонтичного» проекта «Университет, открытый городу» с осени Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики запускает лекционные четверги в музеях Москвы.

На самом деле чтение публичных лекций (т.е. лекций не для профессионалов, а для всех желающих) было опробовано профессурой «Вышки» еще летом — в ЦПКиО им. Горького. Всего в парке было прочитано 15 публичных лекций по самым разным темам: философии, культурологии, политологии, востоковедению, дизайну. Не сложилось, несмотря на название вуза, только с экономикой, да и то по воле провидения, констатировала директор по корпоративным проектам Валерия Касамара: «Назначенная на 5 августа единственная лекция экономиста была смыта страшным дождем с грозой». А так — аншлаг полный.

Темы отбирали по двум критериям: харизматичность лектора (искали таких, кто может оперативно среагировать на непредвиденные ситуации, вроде заруливания на выступление слушателя на самокате), и вопросы, интересные самым разным людям. И ни с тем ни с другим, как показал опыт, не промахнулись. Средняя посещаемость открытых площадок, притом в любую, включая самую мерзкую погоду этого лета, составила 100—150 человек. При этом самой интересной для молодежной аудитории, по словам Касамары, стала психологическая тематика: лидерство, построение карьеры и т.д. (туда явилось больше 200). А самую большую аудиторию (300 человек) собрала лекция по массовой культуре.

Короче, «хорошо пошло, и мы решили не завершать дела с окончанием лета, а продолжить четверговые лекции зимой и осенью в музеях. Причем каждый раз — в новых», — подытожила она.

Впрочем, популярность публичных лекций закономерна, не сомневается один из лекторов, завотделением востоковедения НИУ — ВШЭ Алексей Маслов:

—Людям страшно не хватает популярного интеллектуального общения. Они стремятся к знаниям, а получают лишь обрывочные пересказы. Мы же читаем популярные лекции об очень сложных вещах. Например, моя лекция была о пришествии Запада на Восток в XIX веке, что заложило основы взаимоотношений России с Китаем на ближайшие 100 лет. Мой коллега рассказывал, сохранился ли дух самураев у японцев — тех, кто сегодня приезжает к нам торговать техникой. Такие темы помогают осознанию закономерностей исторического процесса.

—На зимний сезон 2013/14 учебного года, — уточнила Касамара «МК», — запланировано 30 новых лекций. Сверстан план до 7 ноября. Первым в Музее Востока выступит Алексей Маслов, затем факультет дизайна проведет лекцию в Московском доме фотографии. Третья лекция — о европейском Средневековье и проблемах христианства — пройдет в протестантском Кафедральном соборе Петра и Павла, а последующие — в музее-квартире Достоевского, Музее предпринимательства, меценатов и благотворителей, Еврейском центре толерантности и Государственном музее современной истории России.

Музеи, по словам хозяина одной из площадок, директора Государственного литературного музея Дмитрия Бака, крайне заинтересованы в этом сотрудничестве. И неспроста: лекции привлекают к ним дополнительных посетителей. Их интерес так велик, что многие готовы пускать к себе слушателей даром — без входных билетов. Во всяком случае, на отказ устроители публичных лекций нарвались лишь однажды: провести у себя обсуждение европейского Средневековья отказался Донской монастырь, духовные пастыри которого сочли неуместным поминать католичество в стенах православной святыни. Остальные почитают такое сотрудничество за честь — вот только устроителям подходят лишь те музеи, помещения лекториев которых вмещают не менее 50 человек.

Впрочем, со временем такие лекции будут читаться не только в музеях и парках, но и в торговых центрах, не сомневается Бак: «Сегодня люди не только делают там покупки, но смотрят кино, обедают, катаются на катках. Вообще же публичные лекции в России имеют давнюю историю. Первые появились в 1810-е годы: их читала для помещиков, интересовавшихся современной агрикультурой и медициной, профессура Московского государственного — тогда Императорского — университета. А в 1840-е годы пошла новая волна: лекции университетских профессоров истории Грановского и Шевырева. Круг их слушателей был намного шире.