Трудности и прелести велокурьера

786

Велокурьеров в Москве пока можно сосчитать по пальцам. Оно и понятно — новую услугу на рынке экспресс-доставок грузов предоставляет сегодня всего пара компаний.

Между тем преимущества такой доставки очевидны — во-первых, велосипед не встанет в пробке, как автомобиль, а значит, груз всегда будет на месте к сроку. А во-вторых, его не нужно тащить на себе, как это приходится делать обычным курьерам. Положил товар в прицеп и поехал... Однако крутить педали в условиях столичного трафика, как оказалось, не так легко, как может показаться.

Почему велокурьеры не могут ездить по тротуарам, а только по проезжей части? Какой груз они могут перевозить? И кто страхует их от ДТП — узнала корреспондент «МК».

Велотур до Цветного бульвара

Лететь на велосипеде по Садовому кольцу, да еще в час пик — занятие, скажу я вам, не для слабонервных. Такое ощущение, что тебя вот-вот подцепит на бампер какой-нибудь джип. Или я сама случайно вильну в сторону — и тогда все, прощай, моя карьера велокурьера! Да что там карьера — сама жизнь.

Если честно, устраиваться на работу велокурьером я с самого начала немного боялась. Ну, во-первых, погода с сентября уже не радует — то дожди, то холод собачий. А во-вторых, не женское это дело — педали крутить. Но, как говорится, лиха беда начало. Кататься на велике я все-таки умею.

— Наташа, ты главное оденься потеплее: куртку спортивную, обувь без каблуков, шарф и шапку, — заранее посоветовал мне руководитель велосипедной службы срочной доставки Константин Долгополов. — А остальную амуницию мы тебе выдадим.

Офис их компании располагается недалеко от Павелецкого вокзала. Две маленькие комнаты заставлены разными велосипедами — есть обычные, есть складные для провоза в метро. Тут же вдоль стены стоят прицепы — их прикрепляют к велосипеду, когда нужно везти большой груз. Мне, как начинающему сотруднику, Константин выдал шлем и очки. Последние, как потом выяснилось, вещь в дороге просто незаменимая — от сильного ветра у меня очень слезились глаза, а постоянно вытирать их рукой во время движения было просто невозможно.

— Наши велокурьеры работают по договору подряда. Как правило, три-четыре дня в неделю по 8 часов, — объясняет особенности работы Константин. — Помимо шлема и очков мы обязательно всем выдаем мобильный телефон, чтобы человек всегда был на связи с диспетчером, велосипед, если нет своего, велозамок, курьерскую сумку, а в темное время суток еще и светоотражающие жилетки.

Кроме того, есть у велокурьеров правила по перевозке грузов. За спину, по словам специалиста, один человек может повесить не более 7–8 кг, в прицеп положить не более 30 кило. Если вес груза больше, едут два-три велокурьера. Стоимость доставки груза зависит как от его габаритов, так и от расстояния: чем дальше пункт назначения от центра города, тем дороже стоит услуга.

— В принципе мы готовы выехать в любую точку, иногда катаемся даже в Подмосковье, — говорит Константин. — В таком случае едем на электричке и берем с собой складной велик.

Мне на первых порах велоактивист выбрал чуть ли не самый короткий маршрут — от офиса (Павелецкий вокзал), по Костиным подсчетам, примерно минут за 20 я должна была доехать до Цветного бульвара — доставить документы в Центр организации дорожного движения. В сопровождающие мне дали коллегу Кирилла Перфилова по кличке Кеша — пухленького молодого человека с выбитым зубом.

Опасно, зато по правилам

Когда мы уже выехали с прилегающей улицы, Кеша меня спросил — каким маршрутом поедем: «Можно двинуть по тоннелю среди машин, если вам не страшно, а можно по Полянке и далее по Большому Каменному мосту через центр». Я выбрала второй вариант. По тоннелю среди потока автомобилей ехать мне не хотелось совсем.

— А разве вам маршрут диспетчер заранее не прокладывает, — тут же поинтересовалась я. — Ведь так, наверное, удобнее.

— Нам дают карту с примерным маршрутом и точками доставки, но точно следовать ему вовсе не обязательно. Я центр хорошо знаю, поэтому могу сам скорректировать маршрут, — заметил Кеша.

Одно из главных правил велокурьера — строго соблюдать ПДД. А потому мы с Кешей рванули по проезжей части и тут же скрылись в потоке машин.

Где-то на полпути, вспомнив по дороге всех святых, чтобы доехать до пункта назначения живой и здоровой, я пропищала: «Кеша, может, мы все-таки по тротуару поедем, там же намного безопаснее?»

— Нельзя. Это нарушение ПДД, будет штраф, — однозначно покачал головой мой гид-курьер.

— Ты всегда правила соблюдаешь? — не унималась я.

— Конечно. Ведь если по моей вине произойдет ДТП, то я и буду отвечать, — заметил он.

Как оказалось, перед приемом на работу всем ребятам проводится вводный инструктаж, предоставляется брошюра и видеоматериалы с лекциями о безопасной езде. Кирилл за время работы (он работает с лета этого года) в ДТП уже попадал раза три. И все — из-за нарушения правил вождения.

— В серьезное ДТП я попал в мае, когда ехал уже с работы домой. Вильнул в сторону под запрещающий сигнал светофора, в результате меня сильно зацепил автомобиль, — объясняет Кирилл. — К счастью, руки-ноги остались целы. Лишился только зуба да велик немного помял.

Как объяснил мне позже Константин Долгополов, все велокурьеры заключают с компаниями договор коллективного страхования. Вопрос выплат регулируется условиями данного договора. Однако были в его практике ситуации на дороге, когда курьерам приходилось собирать свидетелей, вызывать ДПС и составлять протокол, чтобы наказать автолюбителей, скрывшихся после столкновений с велосипедистами.

Признаюсь, мои знания ПДД оставляют желать лучшего. Поэтому я следовала за Кешей, как маленький ребенок за папой. Старалась ни на секунду не упустить его из виду. Ехала я, судя по всему, медленно, поскольку Кирилл постоянно дожидался меня у перекрестков, пока нам, как и автомобилистам, горел красный свет. Кстати, люди глазели на нас из машин, как будто мы экзотические животные! Некоторые даже загадочно улыбались — видимо, никак не могли понять, что же заставило нас в такой холод лететь по улицам столицы на великах?

Итого, вместо 20 минут, как обещал Константин, мы ехали до Цветного бульвара около сорока. В принципе не так уж и долго, если считать, что на метро от «Павелецкой» до «Цветного бульвара» примерно минут 15, плюс подъем и спуск на эскалаторах и еще расстояние, которое нужно пройти пешком. И еще один приятный бонус путешествия на велике — посмотрела город.

Груз костей не ломит

Я ехала с небольшой сумкой за плечами, и то путешествие мне показалось вечностью. А велокурьеры иногда нагрузят не только рюкзак за спиной, но еще и прицеп. И со всем этим скарбом катаются по Москве.

— Однажды наш велокурьер переоценил свои силы. Взял в одном из интернет-магазинов заказ — коробки с кофе. Одну положил в сумку на спине, вторую примотал на руль, третью еще куда-то сбоку велика сунул. Помимо этого еще в прицеп положил. Ехал-ехал и на середине пути застрял: двинуться дальше не мог, — с улыбкой вспоминает Константин. — Пришлось нам его выручать. Прислали еще двух курьеров, чтобы груз доставили вовремя.

Иногда велокурьеры перевозят абсолютно не габаритные вещи. Например, у Кеши во время нашей поездки за плечами к сумке были пристегнуты два велосипедных колеса — он их после Цветного бульвара вез куда-то на ТО. Иногда приходится везти листы фанеры или какие-то рамы, что просто физически неудобно. Ведь часто приходится пробираться на велике среди плотного потока машин. А как тут проедешь, когда к тебе пристегнута такая объемистая вещица.

В основном же, по словам велокурьеров, приходится возить документы и различные товары. В день они могут проезжать 80, а то и 130 км.

В будущем Константин надеется немного иначе построить работу своей службы.

— Сейчас для нас 7–8 доставок в день — норма, — говорит он. — Но, надеюсь, с весны начнем работать уже по районам. Это значит, что курьерам не придется мотаться через весь город, тратя на поездку полтора-два часа. В каждом районе доставлять груз до дверей будут несколько человек. Тогда они смогут сделать в день порядка 20 доставок.

Кстати, зимой у велокурьерской службы нагрузка снижается. Однако работу они не прекращают.

— Мы просто надеваем специальную одежду, защищающую нас от ветра. На обувь надеваем специальные бахилы, чтобы ноги не замерзли, и так едем, — говорит специалист. — Ну и, конечно, меняем на наших двухколесных «друзьях» резину — надеваем либо грубый протектор, либо шипованную, как автомобили.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕЛОКУРЬЕРУ:

пол: желательно мужской;

возраст: до 30–35 лет;

образование: студент, можно без образования;

знание ПДД или готовность их выучить;

крепкая физическая форма будет плюсом.