День открытых дверей в ВТО

38

Путин и Медведков приспособили мировые торговые правила к России. 16 ноября стал днем открытых дверей ВТО для России.

Глава российских переговорщиков с этой организацией Максим Медведков подробно объяснил, на каких условиях в нее вступаем, а премьер Путин пообещал финансовую помощь правительства иностранным автосборщикам в том случае, если они понесут убытки от членства России в мировом торговом клубе. В общем, пути назад уже нет. Отечественным производителям и потребителям начиная с этого дня придется приспосабливаться к новым, более жестким условиям существования.

Медведков для начала объяснил подробности соглашения с Грузией. Он подчеркнул, что никаких международных наблюдателей на российско-абхазской и российско-осетинской границах не будет. Соответственно, никакого ущемления суверенитета ни России, ни этих республик не планируется. Договорились, что, как это уже в «МК» писали неоднократно, при помощи швейцарского правительства будет нанята частная фирма, которая поможет и российским, и грузинским таможенным органам в анализе внешнеэкономической операции на всех этих рубежах. Впрочем, само соглашение, как заявил Медведков, будет опубликовано позднее. Наверняка после его прочтения будет что обсудить по поводу защиты суверенитета.

Однако те или иные уступки при вступлении в ВТО сейчас не столь уж важны.Процесс присоединения России, официально запущенный многосторонней рабочей группой 10–11 ноября этого года, остановить уже практически невозможно. Во всяком случае, с другими странами таких прецедентов не было. Поэтому график вступления прежний: 16 декабря министерская конференция должна одобрить присоединение России к ВТО. После выполнения внутригосударственных процедур, которые не должны затянуться более чем на полгода, Россия будет официально признана членом ВТО.

А это означает, что теперь другого пути, кроме как приспосабливаться к требованиям ВТО, нет. Все обязательства перед этой организацией в одной статье не опишешь (основные из них — см. в таблице). Ясно одно: после окончания многочисленных переходных периодов на отечественном рынке усилится конкуренция с иностранными компаниями. Что для российского потребителя действительно неплохо, так как это ведет к снижению цен и улучшению качества продукции. Так, через 9 лет доля иностранных страховых компаний в совокупном страховом бизнесе может быть доведена до 50% (так же, как и в банковском секторе), сейчас 25%. А уже через 4 года иностранцы будут допущены до самого лакомого куска страхования — страхования жизни. Есть надежда, что страховые услуги в России станут дешевле и надежнее. Что касается производителей, в особенности авто- и авиапрома, то они будут защищаться теми же пошлинами, действующими сейчас, еще не менее 5–7 лет. Даже в случае с грузовиками, импортные пошлины на которые будут снижаться более быстрыми темпами, чем на легковушки, по признанию Медведкова, согласно правилам ВТО, есть возможности для надежной защиты производства от внешней конкуренции.


Более того, государство возьмет на себя часть нагрузки по выполнению принципов ВТО в сфере автосборки, сообщил 16 ноября немецким бизнесменам Владимир Путин. Правительство раскошелится, чтобы одновременно не подвести инвесторов и соответствовать нормам и принципам ВТО.

О том, что переговоры ВТО уперлись в автосборку, премьер уже сообщал инвесторам более месяца назад на форуме «Россия, вперед!». «Мы „Форду“ и некоторым другим крупнейшим мировым компаниям обещали определенные условия развития до 2020 года, — напомнил тогда премьер. — А наши партнеры, главным образом из Европы, ни в какую не хотели признавать за нами права развития собственного автопрома».

В конечном итоге, по словам премьера, был найден компромисс, который приемлем и для нас, и для европейских партнеров. При этом правительство взяло на себя обязательство обеспечить интересы инвесторов в этой сфере деятельности. «Мы даже возьмем часть расходов на себя, чтобы обеспечить их интересы, — пояснил премьер. — Готовы даже будем отчасти субсидировать их работу на нашем рынке, но с тем, чтобы они тоже выполняли свои условия — и количество производимых автомобилей в России, и создание инжиниринговых центров».

Ранее российским переговорщикам удалось сохранить лицо, продлив действующий режим промсборки автомобилей в России до 2020 года. А именно: протекционистский режим сборки иномарок, который был установлен с начала этого года. Производителей обязали выпускать не менее 300 тыс. единиц техники в год при уровне локализации производства не менее 60%. При том что квота по льготным пошлинам на импорт комплектующих составляет 5% (ее также продлили до 2020 года).

Но Брюссель также сумел выбить себе отступные в качестве компенсации за 8 «потерянных» для европейских производителей автокомпонентов лет. Европейские и американские производители комплектующих для сборки автомобилей смогут рассчитывать на снижение либо отмену импортных пошлин в России. В соглашениях прописано, что в случае падения импорта автокомпонентов на 3% в сравнении с 2010 годом для зарубежных поставщиков откроют тарифную квоту, которая будет соответствовать упущенной выгоде. Соглашение предусматривает уменьшение льгот для поставщиков запчастей в том случае, если весь российский авторынок упадет более чем на 25 процентов. Если продажи машин в стране упадут более чем на 45 процентов, тарифную квоту отменят вообще.