Губернаторский переворот

12

Глав регионов будут выбирать. И даже без фильтра. 16 января Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о прямых выборах губернаторов сроком на пять лет.

«Президентского фильтра», о котором говорил тандем, фактически не будет. Свои кандидатуры на пост главы региона президенту смогут представлять политические партии, но соглашаться с его мнением, как, собственно, и заниматься представлением, они не обязаны. Самовыдвиженцам представляться и вовсе не надо.

Во время прямой линии премьер Владимир Путин озвучил следующий вариант выборности губернаторов: партия, прошедшая в региональный парламент, предлагает своих кандидатов президенту – и уже он представляет отобранные кандидатуры для народного голосования. О «президентском фильтре» в тот же день говорил и Медведев, но уже в его послании Федеральному собранию речь шла просто о прямых выборах глав регионов.

Из пояснительной же записки к законопроекту следует, что партии могут (но не обязаны) представлять главе государства свои кандидатуры. При этом, как пояснила журналистам начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева, представлять кандидатуры (или список кандидатур) может любая зарегистрированная политическая партия, а не только та, что прошла в парламент. Рекомендациям президента во время представления они следовать не обязаны.

Зато для партийных кандидатов законопроект предполагает бонус: если будет принят Госдумой другой, недавно внесенный президентский законопроект, об освобождении партий от сбора подписей, в поддержку кандидата в губернаторы партиям подписи собирать будет также не надо. Правда, для начала придется внести поправку — сейчас проект закона о подписях ничего о губернаторских выборах не говорит.

Фильтр, судя по всему, будет, но для самовыдвиженцев, и не президентский. Им-то как раз подписи собирать придется. Причем число подписей будет определять закон самого региона. Президентский законопроект регионы в этом плане никак не ограничивает, так что мы запросто можем вернуться к ситуации, когда число подписей, необходимых кандидату в губернаторы, будет в отдельных субъектах выше числа подписей, необходимых кандидату в президенты.

Зато законопроект ограничивает президента в полномочиях по отзыву губернатора. Если сейчас глава государства может лишить губернатора полномочий «в связи с утратой доверия», не объясняя причин, то законопроект прописывает поводы для утраты доверия: «факты коррупции или неурегулирование конфликта интересов». Конфликт интересов, как пояснил «МК» источник в Кремле, может возникнуть, если, например, губернатор владеет значительным пакетом акций градообразующего предприятия в регионе, или подобной собственностью владеют его близкие родственники, или «зависимые от губернатора лица». Устанавливать, имеется ли такой конфликт и можно ли его преодолеть без увольнений, по мнению источника, может президиум президентского совета по коррупции, который сейчас изучает подобные вопросы в отношении прочих госслужащих.







При этом помощник президента Брычева подчеркнула, что губернатор может обжаловать президентский указ о своей отставке в суде. Доказывать и оспаривать, правда, с учетом высокого поста придется в Верховном суде. И губернатор, лишившийся должности в связи с утратой доверия, вполне может участвовать в новых выборах, уточнила Брычева.

Лишить губернатора должности могут и избиратели. Если, например, суд установит, что глава региона нарушал федеральные или региональные законы или допустил «неоднократное без уважительных причин неисполнение своих обязанностей». Прочие причины для отзыва, по словам помощника президента, будут устанавливаться региональными законами. Нового губернатора народ сможет отзывать не раньше чем через год после его вступления в должность и после сбора подписей за его отставку (число подписей вновь будет определять региональный закон). При этом временной ценз применяется и к действующим губернаторам. С учетом того что подавляющее большинство губернаторов сейчас работают не первый год, это означает: жители региона могут начать процедуру отставки своего губернатора сразу после вступления закона в силу.

В силу, согласно пояснительной записке, законопроект вступает с момента официального опубликования. Что, по оценкам Брычевой, может произойти не раньше мая — до первого чтения Госдума должна разослать законопроекты в регионы на месяц (хотя, бывало, этот срок Совет Думы сокращал до двух недель), и еще одна месячная рассылка предполагается перед процедурой второго чтения документа. Плюс законопроект прописывает, что за два месяца с момента опубликования регионы внесут поправки в свои Конституции, уставы и выборные законы.

Правда, если к моменту вступления в силу нового закона подойдет к концу и срок действующего губернатора, может сложиться ситуация, когда старый закон уже не действует, а для новой процедуры регион не успел подготовить свои законы. По мнению кремлевского источника «МК», в таком случае президент может назначить временно исполняющего обязанности губернатора своим указом — до вступления в силу нового главы региона по новым правилам.

Между тем глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР») полагает, что при подготовке документа ко второму чтению «необходимо дополнительно подумать над расширением возможностей президента реагировать на изменение ситуации в регионах». Кроме того, по мнению г-на Плигина, «может быть, стоит усилить обязательность» консультаций, которые партии проводят с президентом по поводу кандидатур на пост губернатора (сейчас в законе написано, что выдвижение партийных кандидатов может осуществляться после такого рода согласований).