"Aksiyon" предлагает новые сценарии гибели турецкого самолета

91

В прошлом месяце Сирия сбила турецкий разведывательный самолет, и в обществе не перестают появляться связанные с этим происшествием вопросы, поскольку множество заявлений, поступивших из различных источников, противоречат друг другу.

Недавно в турецком еженедельнике "Aksiyon" вышла интересная статья, автор которой, Хашим Сойлемез, считает, что реактивный самолет, скорее всего, разбился вследствие каких-то технических неполадок, появившихся сразу после того, как сирийские наземные силы начали стрельбу, и был убит первый пилот.

До сих пор нет точного ответа на вопрос о том, как разбился самолет RF-4E, а заявления, сделанные США и Россией, только вносят в дело еще больше неясностей. В день, когда ее вооруженные силы сбили самолет, Сирия объявила, что это был автоматический ответ на появление в ее воздушном пространстве некоего воздушного судна. Однако после того как были найдены останки самолета, турецкий Генеральный штаб заявил, что на них не было следов взрыва. Он также заявил, что были найдены кресло и шлемы обоих пилотов.

Военные эксперты, с которыми побеседовал Сойлемез, сделали ряд интересных выводов. Пытаясь понять что к чему, они проанализировали миллиард противоречащих друг другу версий.

Согласно их заключению, в день крушения с воздушной базы в Малатье вылетело три самолета. Эти три самолета направились к сирийской границе, держась на высоте 900—1000 метров. Их задачей являлось тестирование шести-десяти ракетных установок российского производства, размещенных между Латакией и Тартусом. Полет — операция повышенной сложности — должен был спровоцировать сирийские противоракетные установки и заставить их открыть огонь, что на военном жаргоне называется «решающим тестом». Турция подготовилась к тестовым полетам за месяц до того, как разбился самолет. Три самолета, которые совершали вылет в день крушения, были оснащены противоракетными системами и обладали высокой маневренностью, которая позволяла бы им избежать попадания ракет. Как бы то ни было, в системе ведущего самолета произошел сбой, и он был вынужден пролететь вдоль сирийского побережья.

Большинство военных экспертов заключает, что в этот момент сирийские военные запаниковали и начали стрелять по самолету с наблюдательных вышек. Первый пилот, управлявший самолетом, был убит, поскольку окна кабины пилота хрупкие, и пули могут их пробить. Второй пилот принял управление самолетом на себя, но в это время самолет уже тормозил при помощи руля. Турецкие власти приказали самолету немедленно покинуть сирийское воздушное пространство и вернуться в международное воздушное пространство. Второй пилот поспешил исполнить приказ и, чтобы развернуть самолет, совершил поспешный маневр. Однако резкий поворот только усугубил ситуацию и привел к тому, что крылья самолета сломались. Действительно, Глава объединения командования операциями военно-воздушных сил Атеш Мехмет Ирез подтвердил, что самолет сделал резкий разворот. Согласно этой версии событий, в таком состоянии самолет пролетел около девяти миль, а потом упал на спину в сирийских территориальных водах, в трех милях от границы. Военные эксперты говорят, что пилот мог катапультироваться из самолета, но предпочел исполнить приказ и вернуть самолет. Два других судна, сопровождавшие самолет, потерпевший крушение, вернулись на базу в Малатье после того, как осмотрели место крушения.

Неясным в деле гибели турецкого самолета остается и то, как могли быть найдены шлемы и ботинки пилотов. Это заявление представляется в высшей степени сомнительным, поскольку известно, что пилоты не катапультировались из самолета. Невозможно, чтобы пилоты и их шлемы оставались на поверхности воды. Во-вторых, ботинки, которые были на пилотах, сделаны специально для этого типа самолетов: они прикрепляются к сидению пилота и не вынимаются наружу, кроме случаев, когда пилоту отрывает ногу, или когда пилот катапультируется. Они также слишком тяжелы, чтобы оставаться на поверхности воды, отмечают эксперты, подчеркивая, что маловероятно и даже невозможно, чтобы ботинки плавали у побережья. Тогда откуда появились шлемы и ботинки?

Одна теория, пишет Сойлемез, предполагает следующее: человек считался погибшим на войне (а это дает его семье некоторые привилегии и традиционно считается почетным статусом) в том случае, если были опознаны его персональные вещи, такие как шлем или ботинки. Возможно, заявление о найденных ботинках было сделано исключительно из добрых побуждений, однако это сделало это запутанное дело еще более непонятным.

Военные эксперты также отмечают, что самолеты RF-4E, также известные как «Фантомы», имеют ряд проблем. С 1968 года 58 «Фантомов» разбилось в связи с техническими неполадками или ошибками пилота. Большинство «Фантомов», которые входят в состав турецких вооруженных сил, совершенно не годятся для полетов, а остальную часть обычно используют только для проведения тренировок. В 1997-1998 годах, когда главой армии был генерал Чевик Бир, некоторые «Фантомы» были модернизированы Израилем. Страна, которая устанавливает программное обеспечение на борт самолета, имеет доступ к управлению, а это означает, что неполадки могли возникнуть вследствие блокировки систем, проведенной третьей стороной.