Экономический кризис Турции, а также политические вызовы президенту республики Реджепу Тайипу Эрдогану у себя дома — это два фактора, которые заставили Анкару начать наступление на соседнюю Сирию.
Об этом пишут аналитики Джелал Джахит Агар и Штеффен Бехм для сайта The Wire.
Наступление Турции, получившее название «Источник мира», целью, которой является вытеснение сепаратистки настроенных курдов (военизированных формирований YPG) и создание «безопасной зоны» вдоль 400-километровой турецко-сирийской границы, куда Эрдоган планирует переселить миллионы турецких сирийских беженцев, было осуждено большинством стран, напоминается в статье.
Авторы подчёркивают, что экономика Турции страдает с тех пор, как ограниченные санкции США и повышенные тарифы на металлы вызвали валютный кризис, и лира пустилась по нисходящей спирали в прошлом году. Лира всё ещё остаётся слабой, в то время как безработица также отмечает высокий уровень, около 20%. Многие компании и банки обременены растущей задолженностью.
Именно долговая экономика Турции, которая долгое время страдала от структурного давления рисков оценки валютного курса и рисков ликвидности, была движущей силой в наступлении, считают Агар и Бехм.
План «безопасная зона» Турции обещает новый рынок стоимостью 26 млрд долларов для «больной» промышленности страны, что может стимулировать восстановление турецкой экономики, говорится в статье.
Эрдоган также надеется справиться с политическими проблемами дома через новую трансграничную войну против курдов, по словам аналитиков, которые заявляют, что наступление будет работать в «воссоединении правого националистического гражданского общества и политических организаций под флагом турецкого шовинизма».
Они напоминают, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) Эрдогана потерпела самое большое поражение за 17 лет своего пребывания у власти на мартовских местных выборах, где она проиграла пять самых густонаселённых провинций Турции, включая столицу Анкару и финансовый центр Стамбул, главной оппозиционной партии.
Рейтинги одобрения турецкого президента также упали. Рейтинг одобрения Эрдогана до вторжения составлял всего 30%, но сейчас он вырос примерно до 40%, указывают авторы.
Трансграничная операция предлагает более широкую политическую основу для установления расширенного консенсуса между конфликтующими сторонами, добавляют журналисты, вместе с тем подчёркивая, что наступлению удалось объединить правящие и оппозиционные партии против курдских сил в Сирии.
«Война является своевременной, поскольку она даёт ответ на экономические и политические проблемы в стране. На карту поставлено геополитическое будущее всего Ближнего Востока, частью которого хотят стать корыстные интересы Турции», — заключают авторы.