Истребитель в пятом поколении

144

Самолет будущего примут на вооружение уже в 2013 году. Недавно  в Комсомольске-на-Амуре поднялся в воздух третий по счету опытный образец авиационного комплекса “Т-50” — самолета 5-го поколения.

Полное название “Т-50” — ПАК ФА, перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Неуловимый и невидимый для радаров, всепогодный, интеллектуальный — этот самолет уже на стадии производственных испытаний удостаивается самых лестных похвал российских военных экспертов и вызывает жгучее любопытство зарубежных.

Летно-технические характеристики «Т-50» пока широко не афишируются. Однако известно, что поверхность его на 85% покрыта специальным нановеществом — оно снижает видимость самолета и сопротивление воздуха. ПАК ФА, предположительно, будет развивать скорость до 2,1 тыс. км/час и совершать перелеты на расстоянии до 5,5 тыс. км. Он оснащен 30-мм авиационной пушкой и имеет 16 точек подвески вооружения, в том числе восемь внутри фюзеляжа.

Кроме того, утверждают специалисты, детали и узлы авиадвигателя «Т-50» изготовлены из керамических композиционных материалов (на 18%), металлических композиционных (на 17%), из жаропрочных никелевых сплавов (на 15%), из полимерных композиционных материалов (на 20%), из интерметаллидных сплавов на основе никеля и титана (на 30%). Такое соотношение материалов в двигателе, по оценке экспертов, позволит повысить температуру газа в газотурбинных двигателях на 300–400 градусов и увеличить ресурс авиадвигателя в 2–3 раза.

Испытательный полет 3-й опытной модели, взлетевшей 22 ноября, продолжался более часа. Пилотировал «Т-50» заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Герой России Сергей Богдан. Вылет первого образца ПАК ФА — он состоялся 29 января 2010 года, и второй в начале марта 2011-го — поднял в воздух также Сергей Богдан. Он же впервые показал в полете"Т-50″ широкой публике. Это произошло минувшим летом на авиасалоне МАКС-2011, где ПАК ФА стал главным открытием выставки. Каждое утро его провозили по полосе в специальном чехле, пряча его очертания, что создавало дополнительную интригу. Правда, затем он летал так низко, что возможности современной фотоаппаратуры легко позволяли фиксировать на нем все вплоть до заклепок.

Машина в воздухе выглядела очень эффектно. Да, пока это — самолет-надежда, говорили специалисты, что он будет представлять собой как боевой комплекс — покажет время, но при этом можно констатировать: хоть Россия и отстает по 5-му поколению от США, но не настолько, чтобы признать свое окончательное поражение. Наше отставание явно небезнадежно. И даже если работа над «Т-50» не закончится, как ранее заявлялось, ни в 2013-м, ни даже в 2015 году (сроки наверняка пролонгируют), все же есть обоснованная уверенность, что этот самолет по технологическим и боевым возможностям станет нашим серьезным прорывом в боевом авиастроении.

Вот как оценил проект «Т-50» известный военный эксперт в области ОПК полковник ВВС Валентин Руденко:

— До тех пор, пока «Т-50» не показали публике, даже эксперты мало верили, что сделано реально что-то стоящее. Многие предполагали, что «Т-50» будет хоть и менее узнаваемая, но все же очередная разновидность «Су-27». На МАКСе мы увидели совершенно новый самолет. И конструктивно, и, похоже, технологически тоже. Причем с кем из разработчиков бортового оборудования, авионики, вооружения или навигации ни поговоришь, все под «Т-50» имеют свою задачу. Это свидетельство того, что проект идет. А значит, через несколько лет мы сможем предложить рынку принципиально новый продукт. Ведь какими бы замечательными ни были его предшественники, они уйдут с рынка в ближайшие 10–15 лет. Невозможно бесконечно модернизировать даже очень хорошие самолеты. Представьте, что мы постоянно улучшаем, к примеру, «Жигули» 1-й модели. Да, безотказная была машина, но она морально устарела. Думаю, «Т-50» однозначно можно считать большим успехом фирмы-разработчика «Сухой».

Кстати, причиной экстренной остановки «Т-50» в ходе демонстрационных полетов на МАКСе, которая вызвала много шума в СМИ, стали отклонения в работе автоматики правого двигателя. Летчик поступил абсолютно верно, прекратив полет. Ничего трагичного специалисты в этой ситуации не увидели, и «Т-50» продолжил испытания. Сейчас во время полета 3-й машины была проведена проверка устойчивости самолета и оценка работы систем силовой установки. Было отмечено, что ПАК ФА хорошо показал себя на всех этапах намеченной летной программы.

Причем третий летный образец в отличие от двух других своих предшественников был уже оснащен бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) в составе высокоавтоматизированной многофункциональной интегрированной радиоэлектронной системы (ВМИРС) истребителя пятого поколения, сделанной в НИИ приборостроения им. Тихомирова.

В данный момент созданы три опытных образца бортового радара с АФАР для ПАК ФА. Отработка первого из них на стенде проводится уже более двух лет, второго — около года. Третий опытный образец перспективной РЛС в текущем году прошел стендовые испытания и был установлен на последний опытный самолет, который также оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота» и перспективной РЛС с АФАР. По словам специалистов, «это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы».

Все эти технические новшества позволили 21 декабря 2010 года России и Индии подписать контракт на разработку эскизно-технического проекта перспективного истребителя FGFA, создаваемого на базе боевого самолета «Т-50» (ПАК ФА). Сумма сделки составила 295 миллионов долларов. На данном этапе доля работ «Сухого» в этом проекте составляет 80%. При этом российская сторона пока не раскрывает технические характеристики своего «Т-50».

Планируется, что FGFA сможет стать участником сетецентрических боевых операций, получив доступ к единой информационной базе министерства обороны Индии. В октябре 2010 года там начала работу информационная сеть AFNET, задачей которой является централизация управления ВВС Индии, а также повышение оперативного реагирования войск в целом на возникающие военные угрозы. И новому самолету в этой системе отводится важное место.

Планируется, что по окончании работ Россия и Индия закажут по 250 новых машин. Стоимость одного истребителя — примерно 100 млн. долларов. В России ПАК ФА со временем должен будет заменить парк «МиГ-29» и «Су-27». Обещают, что на вооружение Российской армии первые партии «Т-50» поступят уже в 2013 году. А в 2015 году начнется уже его серийное производство.