Катастрофа «Як-42» под Ярославлем: Виноваты не только летчики

173

Следствие предъявило обвинение менеджеру авиакомпании. Накануне годовщины катастрофы «Як-42» под Ярославлем Следственный комитет РФ сообщил о том, что замгендиректору авиакомпании «Як-Сервис» Вадиму Тимофееву предъявлено обвинение.

Бывшего топ-менеджера обвиняют по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Любопытно, что это первый за последнее время случай, когда ответственность за катастрофу возлагают не только на погибших пилотов, но и на менеджмент компании.

По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, кроме обнаруженных нарушений в работе экипажа воздушного судна при взлете выяснилось, что экипаж был допущен к рейсу авиакомпанией «Як Сервис» «с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта».

По данным следствия, Тимофеев, который отвечал за организацию летной работы, тренировки и квалификационные проверки пилотов, допустил экипаж к полету незаконно, так как на момент катастрофы пилоты не имели права на выполнение самостоятельных полетов на данном типе воздушного судна. Так, командира судна Соломенцева допустили к полету на основании сфальсифицированных документов. Что касается второго пилота, то на момент катастрофы он вообще не окончил переобучение на управление самолетами типа «Як-42». Следователи считают, что Тимофеев не контролировал прохождение профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и незаконно допускал к полетам. При этом менеджер был в курсе, что у экипажа нет полного объема профнавыков. По некоторым данным, второй пилот переучивался летать с «Як-40» на «Як-42» только по документам. Также следователи выяснили, что командир собирался перейти на самолеты типа Boeing и должен был быстро подготовить себе замену. Возможно, он доверил взлет неопытному второму пилоту по этой причине. В СК отметили, что в рамках уголовного дела допрошено более 200 свидетелей, проведено свыше 120 экспертиз, объем уголовного дела составляет около 90 томов. В ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр Акименков, летчик-испытатель 1-го класса:

— Руководство наказывать нужно, а то все время летчики виноваты... Конечно, у летчика есть самоконтроль, но, как говорил один летчик-испытатель, «не нарушишь, не взлетишь». Существует много тонкостей, нюансов, которые летчики должны решать сиюминутно, и поэтому, хочешь не хочешь, очень многое берут на себя. Но на то и щука, чтобы карась не дремал. Руководство как раз для того, чтобы не инициировать, не подталкивать к нарушениям, а, наоборот, их минимизировать. Тимофеев, судя по всему, не понимал смысла своей должности. Я не берусь его обвинять в катастрофе, но то, что происходило, он обязан был знать — все легко проверяется, нужно только поднять летную документацию. А он, судя по всему, просто закрывал глаза на нарушения.