Тридцать три несчастья

7

«Дакар-2012» финишировал в столице Перу. 8400 километров от аргентинской Мар-дель-Платы до Лимы пролетели как один день. Но это зрителям так кажется.

Что касается пилотов, прошедших от начала до конца 33-й в истории сверхмарафон «Дакар-2012», то им вряд ли понравится такая метафора. Вообще с тех пор как по причинам безопасности самая известная раллийная многодневка перекочевала в Латинскую Америку, она не стала легче. Хотя в Новом Свете бездорожье совершенно иное, нежели в африканской пустыне и саванне.

Медленно, но верно «Дакар» от своего переезда теряет в популярности. Пожалуй, он набрал очков только в США из-за того, что стало удобно показывать и смотреть рейд в прямом эфире — часовые пояса совпадают. Любители поспать, как те же родоначальники «Дакара» — французы, или любители скоростных автомобилей — немцы, от таких перемен не в восторге. Не исключено, что организаторы многодневки еще поднимут вопрос возвращения в Старый Свет. Но это будет потом. А пока...

Главное событие 33-го «Дакара» для России — мы больше не чемпионы в самом любимом нашем классе грузовиков (это для нас он такой: например, те же французы не особенно охотно показывают борьбу большегрузных монстров, им больше по душе мотоциклы и джипы, где побеждают их соотечественники). Для бессменного лидера ралли-рейда «КамАЗ-Мастер» это связано со сменой поколений. Великий при жизни Владимир Чагин, за которого год назад, в январе 2011-го, переживала вся Россия, неожиданно сказал «стоп» и повесил пилотские перчатки на гвоздь. Но это не дало многократному чемпиону «Дакара» возможности впервые за два десятилетия отпраздновать в кругу семьи Новый год: в команде принята практика мягкой смены поколений, и Владимир теперь стал тренером. А гонка, напомним, согласно давней традиции стартует 1 января.

«Для меня мало что изменится, — сказал он корреспонденту „МК“ еще в феврале прошлого года. — Я также буду осваивать бездорожье Латинской Америки с той лишь разницей, что добавится роль учителя».

Новый лидер «КамАЗа» Эдуард Николаев, осторожно шедший на 7-й позиции, в одночасье лишился всего: он был снят с гонки организаторами после столкновения на 5-м этапе с внедорожником. Экипаж ввел судей в заблуждение относительно времени, которое ему должны были компенсировать. Такие маленькие хитрости практикуются всеми, и случай с Николаевым — редкость. В отсутствие лидера молодой Андрей Каргинов проявил себя просто молодцом и даже одержал победу на отдельном этапе. Но опытный голландец Герард де Рой на Iveco был уже далеко, в часе с лишним преимущества над россиянами. Чех Алеш Лопрайс вряд ли вернется на «Дакар»: машину пилотировал его механик (до сих пор эта история вызывает удивление) и заснул за рулем. Tatra улетела в кювет, и знаменитый чех сломал позвоночник...

В этих условиях хорошо себя проявил «КамАЗ», который был специально подготовлен для казахстанской команды Astana: Артур Ардавичус оказался на подиуме. А вот наша топ-команда впервые за долгое время осталась без статуэток бедуина. Впрочем, это поражение полезно — делать выводы и исправлять ошибки можно целый год.

Осталось добавить, что зачет мотоциклистов вновь выиграл француз Сирил Депре, а самый популярный заезд легковых машин вновь и вновь — его соотечественник Стефан Петрансель...