«Формула-1»: 7 фактов чемпионата мира-2012, мимо которых нельзя пройти

46

В минувшее воскресенье на автодроме в бразильском Сан-Паулу завершился 63-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин «Формула-1».

Восхитительный 20-й по счету Гран-при решил судьбу одного из самых интересных чемпионатов в истории. Разрыв между претендентами на титул хотя и был великоват, на первый план вышла стихия, и судьба короны менее чем за 2 часа в условиях дождя менялась четырежды! Немец Себастьян Феттель в свои 25 лет и 5 месяцев стал самым молодым в истории трехкратным чемпионом мира. «МК» предлагает вспомнить самое главное в 63-м первенстве мира.

  1. Парад чемпионов

Впервые в истории королевских гонок на старт сезона в австралийском Альберт-Парке вышли сразу 6 действующих чемпионов мира. Это стало реальностью после возвращения в строй бравшего двухлетнюю паузу финна Кими Райккёнена. Таким образом, каждому четвертому гонщику в караване было чем похвастаться перед конкурентами. Безоговорочные 7 титулов Михаэля Шумахера, по 2 в активе Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля, по одному — у Райккёнена, Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона. На общем счету всех этих людей — 15 чемпионских корон и все победы в новом тысячелетии.

  1. Неповторимость

К 10 июня в канадском Монреале сложилась уникальная ситуация первые семь Гран-при (а это больше трети сезона) выиграли 7 разных пилотов. Более того, и вторые места на подиуме ни разу не повторились. С учетом относительно свежей системы подсчета очков, где преимущество победителя над призерами математически не такое подавляющее, в общем зачете сложилась уникальная ситуация, когда 7—8 гонщиков реально претендовали на титул. Что характерно, претенденты сохранялись до осени, примерно до японского этапа, когда даже неуступчивый британец Льюис Хэмилтон констатировал: «Теперь остались эти двое» — подразумевая немца Феттеля на Red Bull и испанца Алонсо за рулем болида Ferrari. Как итог интрига сохранялась не просто до заключительного этапа, а до последних минут. Виртуальный титул переходил от Алонсо к Феттелю и обратно целых 4 раза!

  1. Масштабы

Если еще в 1990-е годы календарь насчитывал 16—17 Гран-при, фактический владелец «Формулы» Берни Экклстоун всегда ратовал за его расширение. И рекорд мог состояться еще в прошлом сезоне. С учетом отмененного по причине нестабильной обстановки Гран-при Бахрейна чемпионат состоял из 20 гонок. В 2012 году не было перезаключено соглашение сторон о проведении Большого приза Турции в Стамбуле (что, в общем-то, неудивительно, учитывая не самую высокую популярность проекта на берегах Босфора), зато 5 лет спустя вернулся в календарь Гран-при США. Его принял уже не Индианаполис (с владельцем местной трассы у руководства «Ф-1» отношения не сложились), а новый трек в столице Техаса Остине, над которым поработал ведущий архитектор автодромов современности Херман Тильке. Итого — 20 этапов, что составляет свыше 6100 километров в режиме одной только гонки, не учитывая свободные заезды и квалификационные сессии. Кстати, не исключено, что календарь Гран-при будет раздуваться еще больше. Но психологический предел в 25 гонок уже был озвучен. Теоретически такие серии, как «Формула», проходящие на всех континентах, кроме Африки (впрочем, Гран-при ЮАР может когда-нибудь вернуться), могут быть круглогодичными, кочуя по планете из зимы в лето и наоборот.

  1. Легенда

День 25 ноября стал последним, когда мы видели Михаэля Шумахера на трассе вживую, а не на видеозаписи. С небольшим перерывом Красный Барон, прозванный так в честь немецкого аса Первой мировой, гонялся с 1991 года. Он будет ассоциироваться у большинства с Ferrari, но завершает карьеру в составе немецкой конюшни Mercedes. Контракт 7-кратного с заводской командой был рассчитан до конца 2013 года, но приход с нового года экс-маклареновца Хэмилтона спутал все карты. Многие поклонники Шумахера не приветствуют его второго пришествия вообще, и логика в этом есть. Величайший пилот современности не сделал ничего, кроме как подпортил себе личную статистику, казавшуюся уникальной. Но и в этом году, хотя Mercedes AMG откровенно не тянул целый сезон, у Михаэля есть подиум на Гран-при Европы в Валенсии. Он не исключает дальнейшего сотрудничества с командой, но в новом качестве. Все так же повторяет, что намерен большую часть себя отдавать семье.

  1. Битва

Надо быть Фернандо Алонсо, чтобы не опускать руки, имея в распоряжении такой болид, как F2012. Интересно, что долгое время пилот из Астурии и близко не подпускал Феттеля к себе. Провальными стали результаты Ferrari на азиатском сегменте календаря. «Скудерия» методично запарывала квалификации, откатываясь по стартовой сетке назад, а потом в Гран-при пилоты старались просто не отстать от RBR слишком сильно. В этом плане на пользу работала только четкая субординация в коллективе: Алонсо — номер один, а Фелипе Масса — помощник, готовый всегда уступить. Доходило до абсурда: чтобы улучшить позицию Фернандо на старте в Остине (он стоял на невыгодной клеточке), в команде было решено сорвать пломбу на коробке передач бразильца, квалифицированного выше партнера. В итоге последовало наказание — 5 мест вниз на стартовой решетке: Масса злился, но молчал, а «Скудерия» своего добилась. А вот в Red Bull такого деления на первый-второй нет. К слову, Марк Уэббер и оказался той самой помехой для Феттеля на старте в Бразилии, блокировав товарища и основного претендента на титул. Себастьяна, кто не видел, развернуло, был контакт с Бруно Сенной. Что ж, будь эта гонка «сухой» от начала до конца, не видать немцу никакого чемпионского титула. В условиях повреждений потеря скорости была бы заметной. Но другое дело — дождь, частые пит-стопы соперников для замены резины, ну и вылеты с трассы. Не случайно, оказавшись 22-м, Себ очень скоро стал шестым, чего ему вполне хватало в условиях того, что Алонсо вряд ли рассчитывал на первое место. «Просто продолжай ехать, парень!» — подбадривали Феттеля по радио. И он доехал!

  1. Чемпион

Так что, несмотря на бодрые прогнозы конкурентов, эра команды Red Bull Racing продлена. Хотя преимущество «красных быков» уже не было подавляющим, юный по меркам автоспорта Себастьян Феттель все-таки сохранил титул. Он почти вдвое младше соотечественника и друга-покровителя Михаэля Шумахера, но уже может замахнуться на несколько «вечных» рекордов. Например, он уже и так самый молодой трехкратный. Он — третий в истории гонщик, выигравший свои титулы подряд (двое других — Шумахер с 2000 по 2004 год и аргентинец Фанхио в 1951—1955 годах). Он проводил неполный 6-й сезон, при этом уже накатал 101 Гран-при и выиграл 26 из них. Единственный показатель, в котором немец из Хеффенхайма явно не силен, — быстрейшие круги в гонке. Как и все прагматики, Себ в таких «орденах» попросту не нуждается.

  1. Наши

Из числа 12 команд на будущий сезон, вероятно, останется только 11. Финансовый кризис в стране сильно ударил по команде HRT, в конце ноября владельцы изыскивали возможность кому-нибудь продать свой проект. А Catherham, в составе которой проводил этот год единственный россиянин «Формулы-1» Виталий Петров, чудом выловила свою золотую рыбку. Это тоже произошло в Бразилии. По итогам сезона конюшня не набрала ни одного очка в зачете, но 11-е место Петрова в Интерлагосе поставило ее на 10-е в Кубке конструкторов, что дает ей несколько миллионов прибыли на будущий сезон (увы, не набрала очков и российская команда Marussia).

Но состав на 2013 год работодатель еще не огласил. Кандидатура Петрова даже в свете второй половины года более выгодная, чем у его напарника, финна Хейкки Ковалайнена, но мы хорошо помним, как было у Виталия в Lotus год назад, а поэтому дождемся официальной информации. Будущее Петрова так же непредсказуемо, как погода над автодромом в Сан-Паулу.