Пять лучших османских памятников Турции – период упадка [1]

622

Обычно Золотой век Османской империи помещают между 1453 годом, когда султан МехмедIIотвоевал у византийцев Константинополь, и 1571 годом, когда османский флот был побежден в сражении при Лепанто и в направлении империи развернулась экспансия.

В XVII-XVIII веках еще нельзя было со всей очевидностью сказать, что империя миновала период расцвета. Однако в XIX веке уже никого не могли обманут отчаянные попытки, которые предпринимали султаны, чтобы модернизировать и перестроить по западному образцу государственную систему. В своем стремлении к модернизации султаны зашли так далеко, что даже покинули свой дворец в старой части Стамбула и переселились в новый, стоящий на противоположном берегу Босфора.

Поэтому, когда мы обнаруживаем, что действительно стоящих памятников времен поздней Османской империи гораздо меньше, чем памятников периода расцвета империи, это не вызывает никакого удивления. Но все не так безнадежно. В своей столице – Стамбуле – султаны продолжали создавать  прекрасные здания, включая ряд дворцов разных размеров и множество мечетей, которые постепенно развивались и из двойников мечетей архитектора Синана постепенно превратились во что-то более самобытное. В частности, в Стамбуле работали талантливые архитекторы из династии Бальян, украсившие город большим количеством зданий, часть которых незаслуженно забыта.

Дворец Долмабахче

Дворец Домабахче находится на северном берегу Босфора между Кабаташем и Бешикташем. В последние десятилетия Османской империи он был для султанов тем, чем являлся в золотые годы империи дворец Топкапы в районе Султанахмет: а именно, домом и центром, где располагалось правительство. Многим современным посетителям, возможно, будет трудно оценить Долмабахче, который может показаться странным, поскольку он был построен как одно здание в западном стиле, в отличие от восточного собрания павильонов, из которых состоит Топкапы. К сожалению, стиль, избранный для дворца Карапетом и Никогосом Бальянами, представляет собой невероятно замысловатое рококо,которое борется за внимание множества почитателей этого стиля.

Тем не менее, здание, которое было закончено в 1856 году, просто великолепно, а его местоположение прямо на берегу Босфора  - незабываемо.  Отдельные экспонаты внутри дворца также заслуживают внимания, особенно коллекция картин, которые, к сожалению, трудно оценить во время быстрой экскурсии. Здесь очень красиво, особенно весной, а крошечный Чамлы Кёшк (Стеклянный павильон) – настоящее маленькое сокровище.

Долмабахче Джамии

Учитывая значение дворца Долмабахче, неудивительно, что в 1855 году Карапет Бальян также создал мечеть, которая бы заслуживала того, чтобы в ней на пятничной молитве присутствовал султан. Долмабахче Джамии представляет собой новый вариант мечети, огромные арочные окна которой позволяют свету литься внутрь здания. Очень похожа на нее мечеть Ортакёй Джамии (1855) - примечательное здение, расположеное рядом с мостом через Босфор, дальше на север вдоль берега пролива.


Дворец Бейлербей

На Азиатской стороне Босфора, прямо перед районом Ченгелькёй, расположен дворец Бейлербей, созданный Саркисом Бальяном в 1865 году. Это Долмабахче в миниатюре и его красоту легче оценить, поскольку он меньше по размерам. Сады, расположенные прямо на берегу, здесь также прекрасны, и обещают быть еще лучше после того, как затянувшаяся реставрация верхних садов будет завершена. Два небольших павильона у причала, выполненные в виде шатров, послужат вам ориентиром, когда вы будете идти вдоль берега Босфора.

Лалели Джамии

Расположенная неподалеку от Капалы Чарши (Гранд Базар) недавно отреставрированная Лалели Джамии часто теряется в хаосе коммерции, который владеет этой частью города. Это досадно, потому что она является прекрасным образчиком мечети времен поздней империи, которая функционировала как центр комплекса зданий, обслуживавших бытовые потребности местных жителей. Созданная по проекту, который создал Мехмед Тахир Ага, и завершенная в 1763 году, мечеть расположена на платформе над араста (османский рынок), состоящим из маленьких магазинчиков. К мечети можно подняться по небольшой лестнице. Однако прежде, чем вы подниметесь по ней, стоит взглянуть на небольшой фонтан у входа. Это один из общественных фонтанов, откуда прохожим, которые испытывали жажду, раздавалась вода. Этот фонтан декорирован крошечными вольерами для птиц, которые когда-то были популярным элементом росписи мечетей.

Валиде Султан Джамии, Аксарай

Лалели Джамии еще выполнена по старой модели мечети, которая была усовершенствована Мимаром Синаном. Расположенная немного к западу от нее мечеть Валиде Султан Джамии окончательно отошла от старых образцов. Она была построена в 1871 году в пышно украшенном и ставшим предметом насмешек западном стиле, который обычно называют имперским и который выдают украшенные окна мечети и ее купол. Недавние изменения подчеркивают изящество и красоту интерьера мечети, которая всегда бросалась в глаза благодаря фонтанам тонкой работы, расположенным по обе стороны от входа. Фонтаны в настоящее время находятся на реставрации.