Израильская международная компания по перевозке грузов ZIM сообщила, что перенаправляет свои контейнеровозы после того, как Турция запретила судам, принадлежащим, управляемым или эксплуатируемым компаниями, связанными с Израилем, заходить в турецкие порты.
ZIM заявила, что турецкие власти уведомили компанию через своего местного агента, что запрет также распространяется на суда, перевозящие военные или опасные грузы, направляющиеся в Израиль. Компания предупредила, что эта мера может негативно сказаться на финансовых и производственных результатах.
По имеющимся данным, в пятницу судну ZIM запретили войти в порт Стамбула, в результате чего оно проследовало в Пирей, что создало неопределенную ситуацию с грузом, предназначенным для погрузки или выгрузки в Стамбуле.
Другие перевозчики, включая MSC и Maersk, пытаются прояснить сферу действия нового правила. В некоторых сообщениях также говорится о запрете на заходы судов под турецким флагом в израильские порты.
Данный шаг был предпринят после сообщений о том, что на прошлой неделе турецкие портовые власти начали неофициально запрашивать у агентов письма, подтверждающие, что суда не связаны с Израилем и не перевозят взрывчатые вещества, радиоактивные материалы или военную технику для этой страны. Официальные лица передали это требование устно, и никакого постановления опубликовано не было.
Это произошло после нескольких месяцев давления внутри страны и за рубежом.
Турция в мае 2024 года объявила о прекращении торговли с Израилем.
Однако до конца 2024 года журналисты и активисты документировали практику, которая, по-видимому, обходила действие запрета. К ним относятся маршрутизация грузов через третьи страны или регистрация экспорта как предназначенного для палестинских территорий, в то время как грузы проходили через израильские порты. К маю 2025 года, по данным ООН, Турция по-прежнему входила в число крупнейших поставщиков Израиля в 2024 году.
Потоки нефти привлекали особое внимание. Расследование «Остановим заправку геноцида», освещавшееся турецкими и международными СМИ, выявило не менее 10 поставок сырой нефти из терминала Джейхан в Израиль в 2024 году, большинство из которых было осуществлено после объявления эмбарго. При этом, как сообщается, маршруты судов в море было невозможно отследить.
В конце 2024 года и в 2025 году турецкие активисты проводили акции протеста в порту против связанных с Израилем перевозок, призывая к реальным мерам, а не к заявлениям. Международные кампании, сосредоточенные на потоках топлива и доступе к портам, усугубляли это давление.
Анкара одобрила ряд антиизраильских мер на июльской Боготской конференции по Палестине, совместно организованной Колумбией и ЮАР. Поначалу нерешительно относясь к морским правовым проблемам, Турция впоследствии заявила о полной поддержке плана действий из шести пунктов, который включает в себя прекращение экспорта военной продукции в Израиль, отказ от транзита израильского оружия через свою территорию и пересмотр правил закупок с целью исключения израильских компаний, связанных с оккупацией палестинских территорий. Пакет мер также обязывает Анкару поддерживать дела, подпадающие под действие универсальной юрисдикции, и разбирательства Международного уголовного суда по предполагаемым военным преступлениям Израиля.
Анкара присоединилась к заявлению Гаагской группы из более чем десятка государств, обязавшихся принять правовые и дипломатические меры против Израиля в преддверии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре.