Бывший глава Генштаба Турции признал незаконными действия военных

На сайте dailymotion.com, предоставляющего услуги хостинга для видеоматериалов, начиная со вторника было выложено две аудиозаписи, как предполагается, с речью генерала Ышыка Кошанера, ушедшего на пенсию по собственному желанию накануне Высшего военного Совета(YAŞ).

На пленках под названием «Варан-1» и ««Варан-2»» записаны некоторые важные признания бывшего главы Генштаба Турции. В записях человек подтверждает информацию относительно плана «Кувалда», рассказывает о том, что упразднение 35-ой статьи Конституции(фактически позволяющая военным проводить перевороты в стране) для них не имеет особенного значения, и Турецкие Вооруженные Силы всегда будут исполнять свой долг, имея ввиду вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику.

Генерал, признавая, что высшее военное руководство по некоторым вопросам действовало, выходя за рамки закона и инструкций, говорит «Мы думали, что так будет продолжаться всегда. Мы использовали возможности, правами на которые не обладали. И сейчас это сыграет против нас». Он подтверждает факт существования плана военного переворота «Кувалда» (тур. Balyoz). Генерал сообщает, что, так как в тот период документы, относящиеся к плану переворота, уже были уничтожены, они даже не успели попасть к ним в руки, и вся утечка информации произошла из 1-ой Армии. Свою крайне негативную оценку случившемуся Генерал выражает словами: «Мы позволили украсть у нас все материалы, связанные с военными семинарами, и в этом заключается весь позор ситуации!».

Кошанер на записи восклицает: «Мы дали повод недостойным людям, которые не преминули им воспользоваться». Примечательны также слова генерала относительно 35-ой статьи внутреннего Устава Турецких Вооруженных Сил, которой военные руководствуются в вопросах, связанных с переворотами. Генерал, отмечая, что упразднение этого пункта не представляет особой важности, говорит: «Мы выполняем свою работу, это наша естественная обязанность». Экс-глава Генштаба также подчеркивает, что активизация деятельности омбудсмена в армии создаст затруднения для них самих. Он также говорит о том, что с изменениями в Счетной Палате роль денежных операций значительно возросла. Как отмечает генерал, в случае признания Фонда Поддержки Вооруженных Сил (Ordu Yardımlaşma Kurumu 'OYAK') общественной организацией, после выхода на пенсию положенная им денежная сумма(около 375 тыс. $) может уменьшиться на 15%. И добавляет: «Этот вопрос мы пытаемся отстоять на переговорах с правительством».

Приводим здесь некоторые отрывки этой аудиозаписи:

«Мы попали в эту тяжелую ситуацию в первую очередь по причине того, что не обладали достоверной информацией. В наших частях может произойти все, что угодно. Но если мы не знаем истинного положения дел, то сделать что-либо становится слишком поздно. И после этого наши друзья говорят: «почему вы нами не интересуетесь?». Да мы то интересуемся, но ты мне с самого начала не сказал правду. Если каждый предоставит верную информацию высшим инстанциям, она дойдет и до нас, таким образом мы будем подготовлены».

Утечка информации по плану «Кувалда» - это позор

«Я хочу сказать кое-что относительно «Кувалды». Так как все бумаги, связанные с этим планом и семинарами были уничтожены, когда событие произошло, мы ничего не смогли обнаружить. Мы провели расследование в Генеральном Штабе, в Сухопутных Силах, в 1-ой Армии. Но не смогли найти ни одного документа. Пришел журналист, принес целый мешок документов, CD дисков. Мы не смогли заполучить и эти диски. Было подготовлено обвинительное заключение, когда диски попали к нам в руки, мы ясно осознали масштабы события. В настоящий момент наиболее расстраивающий нас факт состоит в том, что мы дали себя обокрасть 1-ой Армии. Мы дали украсть у нас всю информацию, связанную с военными семинарами. Именно в этом состоит весь позор. Как такое возможно?! Все, о чем мы говорили, что обсуждали, теперь находится в чужих руках. Мы сами стали причиной этого позора. Такова история «Кувалды». К сожалению, мы сами дали повод недостойным людям. Все планы во всех подробностях теперь находятся на всеобщем обозрении. Как такая информация может выйти за пределы штаба армии…»

Мы думали, что так будет всегда

«К тому же скоро вступит в силу система общественного контроля, которая называется омбундсмен. И по факту любой административной жалобы такой уполномоченный омбудсмен придет к нам, будет спрашивать с нас. И, к сожалению, причинно этих неприятных ситуаций, в которых мы находимся, виноваты, друзья, мы сами. Мы совершили ошибку. Не смогли сохранить конфиденциальность документов, позволили их украсть. Слишком неосмотрительно обсуждали эти вопросы. Не обращали внимание. Хранили в наших компьютерах документы, которые не стоило хранить. Вот пришли и поискали, и нашли информацию. А мы не можем отчитаться за эти действия! Мы вышли за рамки закона в своих действиях, думали так будет постоянно. Продолжали действовать в таком духе и использовали возможности, правами на которые не обладали. И это сыграет против нас. Мы дали слишком много поводов. К тому же среди нас, к сожалению, находились нечестные люди(имеются ввиду люди передавшие внутренние документы прессе — ред.). К сожалению, мы и их разыскать не можем».

Мы не хотели службы по контракту

«Еще возник этот вопрос о военных-контрактниках. Это, конечно же, не наше предложение, не наше желание. Мы хотим одинаковых для всех условий военной службы. После случая, произошедшего на границе в Гедиктепе, сказали, что, мол, не получается у солдат хорошо служить на границе, эти молодые ребята не справляются со службой, предложили - давайте сделаем их профессионалами. И немногие становились специалистами-сержантами. Мы настояли тогда, чтобы не было этих специалистов-сержантов, чтобы все осталось по-прежнему. На этот раз они придумали нечто новое – военных-контрактников. Это будет выглядеть так: солдат отслуживший срочную службу будет продолжать служить по контракту. После определенного возраста он уйдет из армии, и мы выплатим ему компенсацию».

«Все наблюдают за нами. Видят, какой военный действует незаконно, какой полковник использует солдата. Какой какой-то полковник, генерал, адмирал, не важно кто еще, заставляет выгуливать свою собаку. Как кто-то заставляет солдат белить крыши своих домов. Ничего тайного уже не осталось. Нам необходимо постепенно избавляться от этих привычек, связанных с использованием солдат, которые сейчас являются поводом для пересудов. В противном случае, они сами заставят нас избавиться от этого».

Система военного правосудия в опасности

«Счетная палата изменила закон. Будьте очень внимательны. Финансовые дела сейчас приобретут особое значение. Счетная палата будет все контролировать. Нужно будет действовать строго в рамках директивы. Сейчас пытаются изменить систему военного правосудия. Они озадачились вопросом как его упразднить, как заставить его быть пассивным».

Я могу инициировать открытие дела как Кошанер

«Представитель прессы для нас не враг. Но и другом тоже быть не может. Простите, конечно, но представитель прессы в погоне за новостями готов продать собственную мать. Он не посмотрит ни на что. Самое лучшее – держаться от прессы подальше. Все, что должно быть сказано прессе, говорим мы. Они, в свою очередь, нас оскорбляют. К сожалению, по причине того, что у Турецких Вооруженных Сил нет положения юридического лица, мы не можем инициировать рассмотрение дела в суде. Это нужно делать в качестве физического лица. То есть я могу обратиться в суд как гражданин Ышык Кошанер».

Упразднение 35-ой статьи не важно, Турецкий Вооруженные Силы будут исполнять свой долг!

«Друзья, пусть каждый говорит, что хочет. Это не требуется даже нигде фиксировать. Говорят, упраздни 35-ю статью и вместо нее введи новую, не знаю какую. Хочешь – вводи, не хочешь – не вводи. Для этого есть мы – Турецкие Вооруженные Силы. Это – наша историческая обязанность и естественный долг. Никто не может навязывать нам свое мнение по этим вопросам. Это наша суть. В противном случае, нам незачем будет существовать. И другого выхода здесь нет».