Наличие у Турции российских ЗРС С-400 не является единственным препятствием для ее возвращения в программу производства самолетов пятого поколения F-35.
Об этом со ссылкой на источники сообщает проправительственная газета Yeni Şafak.
Ранее заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд в интервью телеканалу CNN Türk заявила, что Вашингтон готов вернуть Анкару в программу F-35, если удастся решить вопрос с приобретенными Анкарой российскими зенитными ракетными системами С-400. То есть предполагается, что Турция откажется от этих комплексов.
Источники Yeni Şafak, однако, отмечают, что причиной турецких проблем с программой F-35 является не только российское вооружение, но целый комплекс вопросов, по которым у Анкары и Вашингтона есть серьезные разногласия. Это ситуация в Восточном Средиземноморье, американская помощь Греции в вопросах ее вооружения, ситуация на Ближнем Востоке, поддержка Израиля со стороны США, а также деятельность курдских организаций в Сирии, которые, как заявляет Анкара, получают поддержку США. Поэтому, пишет издание, необходимо найти решение по всем этим темам, а не только лишь по С-400, чтобы говорить о возвращении Турции в проект F-35.
Газета Hürriyet в связи с этим отмечает, что на текущем этапе для Турции не представляется реалистичным отступить в вопросе С-400 ради возвращения к F-35. Более того, для Анкары стало проблемой, что Госдепартамент США ранее разрешил возможную продажу Афинам американских истребителей F-35 и сопутствующего оборудования на $8,6 млрд. Если Греция получит эти самолеты, то ее авиапарк станет на одно технологическое поколение выше турецкого. При этом модернизация греческих F-16 до поколения 4+ идет с 2022 года, отмечает газета, а соответствующая программа в Турции еще не началась.
Потенциальное технологическое отставание от Военно-воздушных сил (ВВС) Греции и проблемы с F-35 беспокоят Анкару. В частности, по этой причине Турция вкладывает внушительные средства в реализацию проекта собственного истребителя пятого поколения "Каан" (Kaan). В этом году планируется его первый тестовый полет, а поставки для ВВС предполагается начать с 2028 года.