Компания Lockheed Martin объявила о частичной приостановке программы вертолетов общего назначения T-70 (TUHP) с 5 октября 2024 года, сославшись на форс-мажорные обстоятельства из-за санкций правительства США, наложенных на турецкие компании.
Об этом говорилось в годовом финансовом отчете компании от 28 января 2025 года.
Оборонный гигант заявил, что санкции помешали получить критически важные экспортные лицензии, необходимые для продолжения работы над проектом по производству вертолетов в Турции, что привело к временной приостановке.
«Наши международные продажи также могут пострадать из-за действий, предпринятых правительством США... Например, правительство США ввело определенные санкции в отношении турецких компаний и лиц, что повлияло на нашу способность получать определенные экспортные разрешения США... и может повлиять на нашу работу с турецкой промышленностью и на наши возможности продаж в Турции в целом», — отмечается в отчете.
Согласно заявлению, программа T-70 подразумевает совместное производство 109 вертолетов на базе модели Sikorsky S-70i в Турции.
Несмотря на отсутствие признания форс-мажора со стороны работодателя, Lockheed Martin выпустила уведомления по контрактам TUHP, ссылаясь на юридические и логистические трудности.
«Мы частично остановили работу по TUHP с 5 октября 2024 года… Контракты TUHP могут быть предметом переговоров о реструктуризации или расторжении, как полностью, так и частично… мы рискуем понести значительные убытки в связи с опережением», — добавила компания.
По имеющимся данным продолжаются обсуждения с заказчиком относительно дальнейших шагов, с вариантами, включая полную или частичную отмену, или реструктуризацию программы.
T-70 основан на вертолете Sikorsky Aircraft S70i и производится по лицензии в Турции.
Программа TUHP была инициирована для поставки 109 вертолетов общего назначения шести турецким правительственным агентствам, включая Командование сухопутных войск, Командование военно-воздушных сил, Командование сил специального назначения, Главное командование жандармерии, Главное управление безопасности и Главное управление лесного хозяйства.
Программа, возглавляемая Turkish Aerospace Industries (TAI) с Sikorsky в качестве основного субподрядчика и при поддержке Aselsan, TEI и Alp Aviation, была разработана как флагманский проект оборонной промышленности.
TAI отвечает за производство основных компонентов, таких как кабина, хвостовые части и лопасти ротора, а также за окончательную сборку и испытания.
Aselsan управляет разработкой авионики и интеграцией кабины. TEI производит двигатель T700 по лицензии, в то время как Alp Aviation обеспечивает сборку шасси и динамических компонентов.
Хотя убытки от разработки остаются минимальными по состоянию на 31 декабря 2024 года, Lockheed Martin признала статус ответственности за программу.
Санкции США, первоначально введенные в 2020 году, продолжают влиять на жизнеспособность проекта и соблюдение требований.
Компания заявила, что ее клиенты и субподрядчики утверждают, что у Lockheed Martin нет договорных полномочий на приостановку работ. Если решение не будет достигнуто в ближайшее время, могут последовать юридические и финансовые последствия, включая убытки и невозвратные расходы.
Lockheed Martin не исключила полной реструктуризации TUHP.