«За переворотом стоят Соединенные Штаты Америки». Это была горькая пилюля. Более того, озвучил эту версию не кто-нибудь, а сам министр труда Сулейман Сойлу.
Опровержение, смешанное с упреком и предупреждением, пришло с самого верха, от госсекретаря США Джона Керри: «Подобные заявления и намеки наносят вред турецко-американским отношениям».
Турецкая сторона не извинилась, напротив, продолжила наседать: «Тогда почему вы нам не выдаете Фетхуллаха Гюлена?» Затем главный редактор газеты Yeni Şafak Ибрахим Карагюль перешел на большую скорость: «США пытались убить Эрдогана!» Ответ последовал от другого Джона. Посол США в Анкаре Джон Басс (John Bass) сказал:«Обвинения возмутительные и безобразные».
Прощай, «вестернизация»?
Это еще не все… В ходе «восстания» американский канал NBC распространял такую необоснованную информацию, как «Эрдоган запросил убежище в Германии»… Американский мозговой центр Stratfor, называемый «теневым ЦРУ», в те жаркие часы делился в Twitter сведениями о местоположении и маршруте самолета Эрдогана… Затем Wikileaks начал обнародовать документы об Эрдогане и Партии справедливости и развития… Все это тоже добавило горечи.
В мире политики и СМИ напряженность в отношениях с США сохраняется и набирает обороты. Даже не только в отношениях с США, но и с Западом в целом. Анкара становится все жестче с ЕС, отношения с которым и так зашли в тупик. Объявляя чрезвычайное положение, она в то же время дает сигнал: «Эй, ЕС, смотри, не вмешивайся в мои дела». Симптомы возможного возвращения смертной казни указывают на то, что такой вещи, как «процесс членства в ЕС», уже не придают значения. Более того, начинают даже обсуждать членство Турции в НАТО. Одни говорят: «Скоро выйдет», другие: «Вышвырнут».
Наша «традиционная внешняя политика», которая неоднократно переживала потрясения, на этот раз может радикально измениться? Мы отказываемся от 150-летней цели «вестернизации» и поворачиваем голову в другую сторону?Что находится там, куда мы поворачиваемся? «Исламизация»? Ближний Восток? Евразия (евразийство)? Россия? Иран? Китай?..
Первым Эрдогана поддержал Путин
Похоже, мы еще долго будем обсуждать эти вопросы, которые волнуют многих уже сейчас. Только ли мы? Этот интерес и споры продолжатся во многих государствах. Если назвать страну, которая в последние дни проявляет наибольший интерес к этим вопросам… Мой ответ — Россия.
Место, которое занимает Турции в информационном поле российских каналов, газет, радио и интернет-ресурсов, резко расширилось. Вообще после послания с извинениями, которое Эрдоган направил Путину 27 июня, в России и так выходило множество новостей и комментариев (позитивных и негативных) о будущем турецко-российских отношений. Но после «восстания» произошел настоящий взрыв.
Международная поддержка в адрес Эрдогана в связи с попыткой переворота в первую очередь пришла от Путина. И, к тому же, по телефону.
Сообщается, что российский лидер говорил о «неприемлемости каких бы то ни было антиконституционных действий», при этом мы не знаем, что еще он сказал своему турецкому коллеге.
В московских кулуарах ходят слухи, что министр иностранных дел Лавров озвучил точку зрения о том, что «о перевороте было известно заранее».
Накануне иранское информагентство Fars сообщило, что первой, кто предупредил Турцию о попытке переворота, была Россия. Министерство обороны России якобы передало Национальному разведывательному управлению Турции сведения о том, что в Турции готовится переворот. Официального подтверждения эта новость не получила. В российских СМИ озвучиваются разные идеи на этот счет.
Как враг стал другом?
Как произошло так, что Путин, который сразу после инцидента с уничтожением самолета делал крайне резкие заявления в адрес Эрдогана, предъявлял ему тяжелые обвинения и даже отказывался от контактов на высшем уровне, «пока власти не сменятся», в один миг стал другом?
В этой колонке я неоднократно писал о причинах, по которым Россия в последнее время склоняется к прекращению напряженности в отношениях с Турцией.
Сейчас возник еще один «особый шанс»: на фоне попытки переворота Эрдоган занимает жесткую позицию по отношению к США и ЕС.
Среди важнейших международных сил, на которые может ориентироваться Турция, отрывающаяся от Запада, растерявшая почти всех своих друзей и союзников, на первый план выходит Россия.
К тому же от Эрдогана пришли извинения, которых ждали семь месяцев (между тем, многие обращают внимание на тот факт, что попытка переворота состоялась сразу после инициативы Турции по урегулированию отношений с Россией и Израилем).
Если Анкара приблизится к Москве в сирийском вопросе, то другие препятствия тоже удастся преодолеть.
Кремль готов отложить в долгий ящик «дело о сотрудничестве Турции с ИГИЛ» (террористическая организация, запрещена в России — прим.ред.).
Он также может пересмотреть свою позицию в отношении сирийских и турецких курдов в пользу Анкары и держаться от них подальше.
«Ура, пилоты — тоже гюленисты!»
Тем временем возникла интересная «приятная новость» о виновных в уничтожении российского самолета.
Если учесть информацию о том, что «среди арестованных членов террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена есть и сбившие самолет пилоты», а также слова руководства Турции, включая Эрдогана, и некоторых российских политиков и журналистов на эту тему, можно ожидать, что еще один вопрос будет «улажен» (конечно, если закрыть глаза на множество вопросов, которые возникали в прошлом и до сих пор актуальны).
Тем временем стороны могут достичь серьезного прогресса в реализации таких важных проектов, как АЭС «Аккую» и «Турецкий поток».
В Сирии может быть предложена некая формула сотрудничества в «борьбе с ИГИЛ».
Более того, кто знает, может быть, Анкара, которая практически прощается с ЕС, отдалится и от НАТО.
Тогда стараниями Кремля для Турции могут постепенно открыться все двери — от Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Несколько последних дней такого рода прогнозы занимают важное место в российских СМИ. Один из примеров — статья под названием «Теперь Турция может стать стратегическим союзником России», опубликованная на сайте влиятельной интернет-газеты «Взгляд».
Запад — «out», Россия и ШОС — «in»
Не будем забывать, что все это не так просто сделать, как сказать или написать, и вместе с «самолетным кризисом» в отношениях двух стран возникла серьезная проблема доверия.
Но есть еще кое-что, что мы должны держать в памяти: и Путин, и Эрдоган — виртуозы прагматизма.
Очень может быть, что на переговорах, которые на следующей неделе состоятся в России между министрами двух стран, линия сотрудничества окрепнет.
А саммит двух лидеров, который последует за этим в первой половине августа, может повлечь за собой важные последствия не только в двусторонних отношениях, но и в международной политике.
Возможны ли какие-нибудь другие события, или, например, будет ли кто-нибудь в Турции или России пытаться доказать версию об «американском следе в перевороте», — этого мы знать не можем.
Но, вне всякого сомнения, ответные шаги США, не желающих терять Турцию, будут. Вместе с тем, пока США не выдают Гюлена, напряженность сохранится.
Более того, участие гюленистов в предвыборной кампании Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), которая с высокой долей вероятности может стать президентом США в ближайшем ноябре, еще больше осложняет положение дел.
Учитывая все эти события, мы можем сказать, что после попытки переворота США, НАТО и ЕС — «out», а Россия и ШОС — «in».