Меньше месяца остаётся до референдума, обещающего внести капитальные изменения в политическую систему Турции. Президент Реджеп Тайип Эрдоган, стремясь набрать лучшую форму к 16 апреля, мобилизует внешнеполитические ресурсы.
Ради получения большей поддержки населения, Эрдоган идёт в наступление одновременно на западном и восточных фронтах, ставя на кон отношения и с Евросоюзом, и с США, и даже с Россией. Насколько рациональна и выигрышна подобная стратегия?
Западный фронт: мобилизация турок Европы
В середине марта Эрдоган одного за другим направлял своих «эмиссаров» в города Германии, Нидерландов, Австрии и Франции для агитации среди местных турецких граждан. Европейские столицы, за исключением Парижа, отказали во въезде министрам республики. Турция обвинила Европу не только в «недемократичности», но и «фашизме», что особенно больно воспринимается во, всё ещё сбрасывающей с себя бремя национал-социализма, Германии. Стороны прикрываются демократическими ценностями: Анкара ссылается на свободу слова, а европейские правительства — на невмешательство во внутренние дела других государств. Всё же, за громогласной риторикой скрыта циничная и рациональная «Realpolitik». Брюссель стремится препятствовать разрушению антиэрдогановской пропаганды, выкованной за последние несколько лет в кузницах ведущих европейских таблоидов таких, как Der Spiegel, Le Monde и The Independent. Эрдоган же охотится за голосами многомиллионной турецкой диаспоры в Старом Свете.
Несмотря на провал митингов, преждевременно утверждать, что они оказали негативное влияние на популярность Эрдогана. Внутри страны большинство граждан и партий (даже оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП)) выразили возмущение депортацией их министров. Едва ли стоит ожидать, что и проживающие в Европе турки были рады высылке их почётных земляков. В то же время политические очки заработали и лидеры ЕС. Так, вставший во главе антитурецкой волны, премьер Голландии Марк Рютте без труда гарантировал успех своей Народной партии на парламентских выборах, отняв главный антииммигрантский тезис у Партии свободы Герта Вильдерса. «Турецкую карту» разыгрывают и кандидаты в президенты Франции, дабы обеспечить себе успех на голосованиях 23 апреля и 7 мая.
Если бонусы во внутренней политике очевидны, то во внешней политике результаты отрицательны для обеих сторон. ЕС рискует быть наводнённым мигрантами. «Мы способны открыть дорогу для 15 тысяч беженцев, которых сейчас мы не отправляем каждый месяц, и таким образом мы можем привести Европу в состояние шока», — заявил глава МВД Турции Сулейман Сойлу. В свою очередь, Эрдоган, похоже, полностью теряет поддержку ЕС, вступление в который до недавнего времени являлось приоритетом его Партии справедливости и развития (ПСР). Любопытно, что лидер Евросоюза — Германия – почти открыто поддерживает всех внутриполитических противников Эрдогана. Это и турецкие оппозиционные журналисты, как Джан Дюндар, проповедник Фетхуллах Гюлен и даже Рабочая партия Курдистана (РПК). Глава федеральной разведывательной службы Германии (BND) Бруно Каль называет движение Гюлена «гражданской ассоциацией, которая обеспечивает религиозное и светское образование», а не террористами. Тем временем 18 марта во Франкфурте-на-Майне почти беспрепятственно прошла 30-тысячная демонстрация сторонников РПК.
Сирийский фронт: «Щит Евфрата» без Манбиджа
В отличие от отношений с Европой, где мощь демонстрируется ораторским мастерством, на Ближнем Востоке правоту подкрепляет «живая сила». Пока Эрдоган доказывал Европе, какая из её стран-членов более фашистская, произошли стратегические перемены. После нескольких локальных столкновений между размещённой в Эль-Бабе турецкой армией и силами Демократических сил Сирии (SDF), курды совершили гамбит в Манбидже. Совет города, объявив о своей автономии в составе Сирии, пригласил российских и американских военных, чтобы обезопасить себя от турецкого нападения. Напомним, ранее Эрдоган заявлял, что следующим после Эль-Баба шагом станет выдворение курдских Отрядов народной самообороны (YPG) из Манбиджа, захваченного YPG в августе 2016 года. Официальный представитель американского Министерства обороны капитан ВМС Джефф Дэвис и начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской подтвердили прибытие американских и российских военных на подконтрольные SDF территории. Если российские солдаты обеспечивают прикрытие гуманитарного конвоя в Манбидж, то американцы получили от курдов формальное управление городом. «Мы, члены Военного совета Манбиджа, подтверждаем, что город и его окрестности находятся под защитой Военного совета Манбиджа и международной коалиции», — говорится в заявлении властей города.
США и Россия стремятся размежевать протурецкую оппозицию (Свободная сирийская армия, ССА) и курдских ополченцев. Получив военную поддержку Москвы и Вашингтона, SDF сделал «жест доброй воли», передав Дамаску шесть деревень к юго-западу от Манбиджа. Эта рокировка кардинально меняет ситуацию на театре боевых действий и не в пользу Турции. Чтобы взять Манбидж или начать операцию по освобождению Ракки, ССА под прикрытием турецкого спецназа придётся «пройтись по головам» сначала приграничных подразделений армии Башара Асада, а затем вступить в прямое военное столкновение с курдами. Первое сдерживается стремлением Анкары выйти на стратегический уровень отношений с Москвой, второе — натовскими обязательствами Турции.
Примечательно, что патовую ситуацию для Турции в Сирии не отрицает и «Аль Джазира», учитывая, что Доха — один из инициаторов свержения Асада и союзников Анкары в этом деле. «В считанные дни турецкие официальные лица отказались от угрозы силой проникнуть в Манбидж, заявив, что никакая турецкая интервенция не может произойти без полной координации с США и Россией. ... После военной победы в Эль-Бабе в прошлом месяце турецким войскам некуда идти. Все маршруты в Ракку из Манбиджа, Тель-Абиада и Айн-эль-Араба должны проходить через районы, контролируемые курдами», — анализирует арабский канал.
Подводя итоги, можно отметить, что в преддверии референдума турецкое правительство столкнулось с серьёзными вызовами на Западе и Востоке. Брюссель и Берлин, обвинённые Эрдоганом в «фашизме», получили карт-бланш и будут делать всё, чтобы достичь его проигрыша 16 апреля. В Сирии, являющейся для Эрдогана вторым источником политических очков, продвижение ВС Турции заблокировано Дамаском (т.е. Москвой) и Роджавой (т.е. США). Так что, участие турецких сил и ССА в освобождении столицы ИГИЛ (запрещена в РФ) стало почти невыполнимой задачей.