Мифы и реальность в дэнжерологии

Новый мистический роман Алексея Маврина. В нашей стране давно такого не было, чтобы книга еще не появилась на полках магазинов, а ее вовсю обсуждали и пытались найти через Интернет.

“МК” нашел эту книгу, вокруг которой разгорелись страсти, почитал ее и попытался разобраться, почему дебютный роман Алексея Маврина “Псоглавцы” вызвал такой ажиотаж.

Говорят, они существуют: высокие, сильные, а поверх крепких плеч — собачья голова. О племени людей-полупсов еще свидетельствовали античные писатели, которые утверждали, что псоглавцы жили только в Африке, а затем постепенно начали переселяться на cевер Азии и дальше. И вот спустя столько веков появилось новое свидетельство нашего современника, писателя Алексея Маврина, который еще до выхода его дебютного романа вскружил головы любителям приключений, всевозможной мистики и даже ужасов. “МК” решил полюбопытствовать, с чего, собственно, такой поднялся шум.

В восьмидесятых годах, когда Алексей Маврин учился в школе, он поехал на экскурсию в Макарьевский монастырь, где впервые и увидел фреску с псоглавцем. А спустя несколько лет уже студент Маврин очутился на практике в Керженском заповеднике. С тех самых пор, как утверждает писатель, у него и появилась идея написать роман об этих существах. И если сейчас в Интернете в поисковике набрать “псоглавцы”, то можно узнать, что “Псоглавцы” — блестящий дебютный роман Алексея Маврина, первая в России книга, рассказывающая о деятельности дэнжерологов, людей, охотящихся за “жестокими чудесами” мировой культуры. И только потом можно прочитать кучу псевдонаучных статей о людях-полупсах. Собственно, именно так и поступил один из главных героев романа Кирилл после того, как оказался в затерянной в лесу деревне, окруженной торфяными карьерами. Рядом — руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов приехали в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. Легкая работа всего на пять дней… Но на фреске — Псоглавец, еретическое изображение святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была раскольничьим скитом. И во мгле торфяных пожаров все явственней начинает проступать иная история — таинственная и пугающая. Много загадок таит эта деревня. По ночам в коридоре — цокот собачьих когтей, запах псины… Распахнешь дверь — никого. Бежать — но многим ли удавалось отсюда уйти… А в ветхом домике по соседству — робкая девушка “с египетским разрезом глаз… и таким изгибом губ, потрескавшихся от жары, словно эти губы знали о жизни все...” Этот роман приносит истинное удовольствие. Как в детстве, во время чтения страшных сказок перед сном. Только здесь почему-то больше верится и в существование этой деревни, и в оборотней, и прочей продирающей до мурашек мистики. Создается странное ощущение: как будто все происходит с тобой, только ты должен помнить, что нужно вовремя проснуться. Как во сне... Или кино… А вдруг Маврин хотел не просто напугать? Ну, ведь есть святой Христофор, который, как говорят, принадлежал к собакоголовому племени. Или древнеегипетский Анубис, или наш Полкан-богатырь? И эти дэнжерологи… “Об этом подробно говорит в книге один из героев, — поясняет “МК” писатель. — Позвольте процитировать: “Мы пользуемся жаргонным словом “дэнжеролог”. От английского “danger” — опасность. Это не в смысле героя боевика, а в смысле таблички-предупреждения: осторожно... Есть такие артефакты культуры, которые несут людям опасность. Мы отыскиваем такие артефакты, определяем принцип опасности, выясняем механизм действия и решаем, как сохранить артефакт, сделав его безопасным”. На самом деле “Псоглавцы” — это не фэнтези, не фантастика, не Индиана Джонс и не “Дозоры”. Все гораздо реальнее”. Пожалуй, действительно, повесть “Псоглавцы” Алексея Маврина можно назвать самым ожидаемым проектом этой осени. Как говорится, дыма без огня не бывает. И если писателю удалось взбудоражить умы еще задолго до выхода его книги в свет, то это дорогого стоит. И вдруг они все же существуют?..
Марина Загурская, Московский Комсомолец
Tеги: Россия