Мал голосок, да дорог

Русские младенцы затмят в Лондоне любую оперную знаменитость? ...Он просто шуршал пакетом чипсов в микрофон, «наигрывая» мелодию, и тысячная аудитория приходила в экстаз.

Он просто записывал звуки свиньи с момента ее рождения до сковородки, после чего получал бойкот всех «зеленых» и мировую известность. Все это — британец Мэтью Херберт, этакий Бэнкси в музыке: диджей, провокатор, философ. Человек с сотней псевдонимов, низводящих саму идею авторства. Вот и сейчас он в поиске: ждет, когда куча русских родителей, у кого есть детишки до года, пришлют ему 30-секундные ролики лопочущих, пукающих, возящихся малышей, а уж он-то склеит их в главный хит культурной олимпиады в Лондоне...

Итак, композитор Мэтью Херберт — крутой специалист по звукам окружающего мира — скоро снова приедет в Россию, чтобы управлять процессом «сбора» лично.

— По приглашению Британского совета я создаю музыкальную композицию, которая представит Россию на большом фестивале, проходящем в рамках культурной олимпиады в Лондоне, — рассказывает Мэтью «МК», — но вместо балалайки и фотографий Красной площади мне хотелось использовать голоса реальных людей. Ну вот, с одной стороны, мы записываем голоса, с другой — собираем оркестр, который выступит в Москве и в Лондоне.

— То есть вы представите две композиции?

— Ну да, в основу одной из них лягут голоса тысячи российских малышей, материалом для другой послужат звуки, которыми наполнена жизнь стариков.

— Проект как-то связан с политикой?

— Считаю, что наша жизнь так или иначе связана с политикой, начиная с того, что мы едим, и заканчивая музыкой, которую мы слушаем. Мне не хочется сочинять слащавые и бессмысленные мелодии. Сегодня музыка — это способ зафиксировать в звуках жизнь и смерть, так зачем ограничиваться гитарой и синтезатором?

 






 

— Почему детские голоса набираете именно в России? Они какие-то особенные?

— Я читал о демографическом кризисе у вас, и мне кажется, что в такой ситуации каждый новорожденный становится ценнее. Когда читаешь историю России за последние сто лет, с трудом верится, что эти малыши понятия не имеют о том, сколько всего произошло в стране за эти годы. И мне нравится сама идея использовать новые голоса.

— А как это выйдет технически?

— Мне трудно описать техническую сторону проекта, тем более что я до сих пор не слышал записей и еще не начинал составлять композицию. Судя по опыту, лучше писать музыку, исходя из полученных записей, чем пытаться приспособить их под определенную модель. Мы старались максимально облегчить задачу тем, кто присылает голоса: достаточно позвонить по телефону и оставить сообщение на автоответчике или выложить видео на Youtube. Композиция будет исполнена на Трафальгарской площади предположительно 23 июля.

— Согласны ли вы с концепцией, что нынешние композиторы полностью утрачивают авторство, сливаясь со средой?

— С одной стороны, я композитор, то есть тот, кто помогает музыке обрести форму. С другой стороны, хотя не все люди играют на музыкальных инструментах, звуки издает каждый человек. Чем больше людей участвует в создании композиции, тем меньше моя роль как автора. В этом смысле я за музыкальную демократию.

Ян Смирницкий, Московский Комсомолец
Tеги: Мир, Россия