100 лет анимации в России

В первом мультфильме снялись жуки. Из киноафиши 8 апреля 1912 года: «Средневековая драма, разыгранная ЖУКАМИ!!!

Новость в области кинематографии! Жуки влюбляются, страдают, ревнуют, фехтуют, воюют друг с другом, танцуют, палят из пушек, бомбардируют и разрушают замок!».

Не знаю, с чем можно сравнить волнение от первого просмотра мультфильма неискушенному кинозрителю 1912 года: с полетом человека в космос, появлением Интернета или технологией 3D, ставшей сегодня уже обычным делом? Так или иначе, но ровно сто лет назад, 8 апреля 1912 года (26 марта по старому стилю) предвкушающая чудо публика забила до отказа кинозал дома Ханжонкова: давали «Прекрасную Люканиду, или Борьбу рогачей с усачами», комедию-сказку из жизни насекомых, как гласит текст в киносправочнике того времени. Автор чуда — 29-летний Владислав Старевич, изобретатель метода объемной мультипликации. 
Критика тех лет писала: «На последнем просмотре привлекла общее внимание и вызвала восторг одна кинематографическая вещица под названием «Люканида». Разыгрывается жуками целая потрясающая драма с романом и кровопролитной войной и даже поэзией. Картина настолько необычна, настолько нова и оригинальна по замыслу, что ставит в тупик даже специалистов кинематографического дела. Успех картине можно предсказать из ряда вон выходящий».

Правда, в истории анимации есть один нюанс, не меняющей общее положение дел, но заслуживающий упоминания. За несколько лет до Старевича с кукольной мультипликацией начал экспериментировать балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Запад тоже не дремал: примерно в то же время — в августе 1908-го — состоялась премьера «Фантасмагории» французского художника-карикатуриста Эмиля Коля. Однако, несмотря ни на что, в России пальма первенства принадлежит «Люканиде»:

— Так же, как рождение Москвы мы отсчитываем с первого упоминания в летописи, хотя, естественно, город существовал и раньше, рождение анимации началось именно с первого публичного показа, — комментирует историк анимации Георгий Бородин.

 

"Жил-был пес".

 

Что же дало искусство анимации человечеству? «Меньше всего для меня мультипликация — кинематограф, — рассказывает в своей книге «Снег на траве» Юрий Норштейн, чьи «Сказка сказок» и «Ежик в тумане» были признаны лучшими анимационными фильмами всех времен и народов. — Мультипликация — это тайны сознания и чувства, помещенные на пленку... Чувства, отразившись от натуральной материи, превращая ее в метафору, — обязательное условие любого творчества, в мультипликации — основное».

 

"Ежик в тумане".

 

За сотню лет российская анимация обогатилась десятками классических и экспериментальных техник — мультфильмы рисуют, лепят, гнут из проволоки, ажурно вырезают из бумаги, рисуют песком и чаем с кофе — и длинным перечнем громких имен режиссеров и художников. В советские годы в народе укоренилось мнение, что мультфильмы — развлечение несерьезное, больше подходящее для детишек. Мудрые режиссеры (как и детские писатели тех лет) умело пользовались этим заблуждением цензоров-чиновников, тихо творя свое изысканное и глубокое искусство. Так появились остросатирические и социальные мультфильмы Федора Хитрука «Человек в рамке» и «История одного преступления», «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника» Андрея Хржановского и многие-многие другие.

 

«Стеклянная гармоника».

 
К юбилею киноведы-энтузиасты составили список «золотой сотни» российской анимации, в который вошли бесспорные шедевры — в основном прошлых лет (60–70-х — времени расцвета «Союзмультфильма»). После обнародования списка выяснилось, что даже сто строчек не в состоянии вместить все работы, имеющие право войти в историю анимации. Возглавил список всеми любимый и один из самых узнаваемых советских мультфильмов, давно растасканный на цитаты, — «Жил-был пес» Эдуарда Назарова. А несколько дней назад стало известно о присуждении Эдуарду Васильевичу звания народного артиста РФ. «МК» присоединяется к поздравлениям воистину народного режиссера и желает ему здоровья, новых творческих успехов и талантливых учеников!

Воскресенье, 8 апреля, Дом кино (ул. Васильевская, Белый зал), 18.00

Вечер, посвященный столетию анимации, «Мультипликация, которую мы не знаем». В программе — уникальные кадры работ А.Ширяева, экспериментальные ролики, восстановленные трехцветные мультфильмы, редкие авторские ленты, заслуживающие внимания вследствие своей исторической, технической или художественной особенности.

Мария Костюкевич, Московский комсомолец