Гарем был культурным центром

«На протяжении веков европейцы создавали себе сказочное представление об османской цивилизации, и в центр этой сказки поместили гарем, где он стал символом, используемым для принижения Османской империи.

Горько то, что наша интеллигенция также привержена этим взглядам», — говорит доктор наук Мехмет Калпаклы. По его мнению, в действительности гарем был культурным центром.

Открывшаяся в прошлом месяце в выставочном зале султанских конюшен дворца Топкапы выставка «Дом падишаха: Харем-и Хумаюн (султанский гарем)» призвана рассказать о совершенно неизвестных сторонах жизни гарема. С этой же целью в рамках выставки, включающей около 300 экспонатов, принадлежавших лично султанам, их женам и детям, был организован ряд конференций.  Преподаватель факультета турецкой литературы, декан исторического факультета и директор исследовательского центра османистики университета «Билькент» Мехмет Капаклы, организовал конференцию во дворце Топкапы под названием «Гарем как культурный центр дворца».

Капаклы говорит: «К сожалению, под давлением западных стереотипов сложилось полусказочное и полное фантазий представление о гареме как о некоем месте, где находятся сотни красивых девушек. Неизвестное притягивает интерес, более того, из-за этой неосведомлённости каждый имеет своё личное представление. На протяжении веков у европейцев сложился сказочный образ османской цивилизации, и в центре этой сказки находится гарем, где он стал символом, используемым для того, чтобы принизить Османскую империю. Печально, что и наша интеллигенция часто использует эти фантазии о гареме, чтобы опорочить Османов».

По словам академика, на самом деле Харем-и Хумаюн — более широкое понятие, включающее в себя гаремную часть, в которой находились женщины, и эндерун, в котором находились мужчины. «В эндеруне готовили к государственной службе мужчин, а в гареме — женщин», — отмечает он.

Конференция, которую вы устраиваете завтра, носит название «Гарем как культурный центр дворца». С этой точкой зрения мы ещё не встречались. Гарем и в самом деле был культурным центром?

Гарем действительно был своего рода культурным центром. Разумеется, трудно говорить об истории в терминах сегодняшнего дня. Тот образ, который сегодня приходит нам в голову при словах «культурный центр», может не совпадать целиком с понятием культурного центра применительно к прошлому. Гарем был образовательным институтом. Там где было образование, были также культура и искусство. Гарем был домом падишаха и, подобно другим частям дворца, был полон произведений искусства. Изразцы, ковры, каллиграфия — всё это делало гарем центром искусства. Гарем не был всего лишь местом, где жили наложницы. Дочери и сёстры падишаха до замужества также находились в гареме: здесь они получали образование. Преподавались такие базовые предметы, как грамота, изучение Корана, религиозные знания, искусство каллиграфии, история, география. Судя по документам, написанным женщинами, обучавшимися в гареме, здесь давали очень хорошее образование. Как показывают записи султанской библиотеки о выданных книгах, индивидуальное и публичное чтение, то есть когда один читает, а другие слушают, было очень распространено. Наложницы получали музыкальное образование в соответствии со своими способностями. В гареме обязательно были сазандари и ханенде, то есть музыканты, играющие на сазе, и певцы. Кроме того, в гареме обучали хорошим манерам, столовому и разговорному этикету. В этом смысле гарем был местом пребывания образованных и культурных женщин. По окончании этого обучения большая часть наложниц выдавалась замуж за чиновников, военачальников высшего звена, дворцовых служащих и покидала дворец. Это называлось «çerağ etmek».

Выданные замуж и покинувшие дворец женщины делились полученными знаниями и манерами за пределами дворца? Иначе говоря, могла ли культура дворца распространяться в обществе?

Да, и это очень важно в социальном плане. Женщины, вышедшие из дворца, были в первую очередь примером для общества. Своими манерами, поведением, культурой, образованием и мировоззрением, вынесенными ими из сердца османской власти — дворца, они оказывали заметное влияние на свое окружение. В каком-то смысле они стали мостом между дворцом и внешним миром. Хотя большинство «выпускниц» дворца жили в Стамбуле, жёны сановников, назначаемых в провинцию, несли туда с собой культуру дворца. Все те здания, которые эти дворцовые дамы возвели на благо общества, поддержка, которую они оказывали искусству, ремёслам и образованию — всё это на самом деле проявления той культуры, которую они впитали во дворце. Выражение «дворцовая женщина», часто употреблявшееся в больших османских городах, относилось именно к этим образованным женщинам.

Создавались ли в гареме произведения искусства?

Конечно. В первую очередь нужно сказать о предметах рукоделия. Также стоит отметить никак не записанные, возможно, создававшиеся тысячами, музыкальные произведения и разнообразные творения словесной культуры. Среди них есть и записанные. Например, письма, которые Роксолана писала Сулейману Великолепному, сегодня находятся в архиве дворца Топкапы. Причём эти письма обладают красотой слога настоящего литературного произведения.

дизель генераторы